ЦВЕТОВОЙ КРУГ | Печать |
Расположение цветов в виде круга удобно. Оно позволяет на¬глядно объяснить многие закономерности в теории цвета. Крайние цвета спектра — вишнево-красный и сине-фиолето¬вый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между вишнево-красным и сине-фиолетовым, спектр можно замк¬нуть в кольцо, которое называется цветовым кругом (табл.III). Цветовой крут можно разделить на две части, так, чтобы в одну вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленый цвета, полу¬чившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем и огнем, а в другую — голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолето¬вые, называемые «холодными», так как напоминают о льде, воде, воздушной дали. Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, так как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, ка¬жется холодным, а по сравнению с синим —теплым). Следователь¬но, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым. Большинство крупных художников пишут, используя всю па¬литру теплых и холодных красок. Однако у одних все картины написаны в излюбленном теплом колорите (Репин, Гальс, Рем¬брандт и др.), а у других — в холодном (Суриков, Врубель, Касаткин и др.). У пейзажистов Грабаря и Юона синие цвета кажутся теплыми в сравнении с более холодными на холсте Врубеля «Демон повер-женный». Решение вопроса, куда отнести тот или другой чистый цвет — к холодным или теплым, в учебной живописи обычно сложностей не вызывает. Гораздо труднее, особенно для начинающего живо¬писца, решить этот вопрос в отношении мягких, сближенных оттенков цвета. В таких случаях надо ответить себе, склоняется цвет к зеленому или розовому.
 
« Пред.   След. »