Отдел пропаганды художественного наследия | Печать |

ImageБольшинство дошедших до нас картин западноевропейских мастеров XVII-XVIII столетий, как и многие произведения старой живописи, за свою долгую жизнь претерпели существенные видоизменения. Утрата завершающих живописных слоев, изменения в тоне записей, потемнение лаков и наличие подлаковых загрязнений привели к тому, что полотна, предстающие перед искусствоведами, нередко демонстрируют полную художественную деградацию. Значительная часть предшествующих поновлений картин была вызвана нарушениями, происшедшими в их структуре. Естественное старение материалов основы, грунта и красочного слоя внесло непоправимые коррективы в изобразительные элементы произведений. Так, пожелтевшие и потемневшие лаковые покрытия привели к дисгармонии тональных и цветовых отношений: синие и голубые участки живописи под слоем желтого лака превратились в зеленые, а зеленые стали коричневыми. Красочная поверхность картины оказывалась скрытой под толщей лаковой пленки, отчего сглаживались тональные переходы живописи, и в результате создавалось ложное представление о характере моделировки формы и пластике рисунка, то есть авторский замысел полностью искажался. Удаление потемневших лаковых покрытий с картин старых мастеров началось еще в XVII веке. Используя кислоты, щелочи или другие крепкие составы, мало-профессиональные реставраторы смывали, а иногда и механически счищали лаки вместе с верхними красочными слоями. Образовавшиеся помытости и потертости авторской живописи переписывались заново. В дальнейшем в результате процесса старения эти записи изменялись в тоне, становясь значительно темнее авторской живописи; таким образом нарушалось колористическое и тональное единство произведения. Сгладить подобные контрасты помогали тонированные коричневым или желтым пигментами лаки, которые наносились тонким слоем на всю поверхность произведения. В картинах, исполненных на темно-коричневых грунтах, тонкие красочные слои утратили в процессе старения кроющие свойства, что способствовало появлению чрезмерных контрастов света и тени; в подобных случаях изменялось соотношение планов, нарушалось пространство. Из-за повышенной прозрачности состарившихся красочных слоев во многих картинах стали видимыми первоначальные варианты деталей или целых композиционных частей. Эти нежелательные изменения в картинах реставраторы пытались скрыть записями, то есть прописать более светлой краской. Нарушения сложной оптической структуры полотен старых голландских и фламандских мастеров XVII века чаще всего были следствием малоквалифицированных реставрационных мероприятий предшествующих столетий. Реставрация картин, как показывают исследования, велась без учета стилистических и технологических особенностей живописи. Каждая эпоха вносила в картину новые элементы, а они, в свою очередь, изменяя форму, колорит, тональные соотношения, перспективное построение, искажали содержание произведения и концепцию автора. В XVIII веке реставраторы в своей практике нередко полагались и на вкус заказчика, частым явлением было изменение формата картины, который мог урезаться или доставляться. Процесс реставрации в XVIII веке включал в себя два этапа. Первый (консервация) предполагал дублирование авторского холста и укрепление красочного слоя. Второй этап был связан с реставрацией живописной части. В задачу реставратора входило внесение в картину новых элементов, он мог дописать отдельные фрагменты, про лессировать фон. Так, например, яркая декоративная живопись художников итальянского барокко или утрехтских караваджистов в связи с модой на «галерейный тон» покрывалась тонированными темными лаками, которые, будучи нанесенными на поверхность картины старого мастера, могли также скрывать дефекты предшествующих реставрационных мероприятий. В настоящее время видоизмененная живопись старых мастеров не позволяет дать объективную оценку художественной и исторической ценности того или иного полотна без хотя бы минимального реставрационного вмешательства в структуру произведения. Степень этого вмешательства во многом определяется состоянием сохранности оригинальной живописи, ее технологической спецификой, исторической и эстетической значимостью. Для постановки и решения реставрационных задач на современном этапе необходимо предварительное комплексное исследование произведений, позволяющее, с одной стороны, представить специфику технологии картины, а с другой - определить характер повреждений основы, грунта и красочного слоя. Объективной оценке степени сохранности авторской живописи может помочь научно-исследовательская документация, в которой зафиксированы результаты рентгенографических исследований, фотофиксации в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а также микроскопического изучения красочной поверхности произведения. Наш опыт работы, отраженный в материалах данной экспозиции, является первым этапом научно-исследовательской реставрации произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII веков. На выставке нами представлены, в основном, произведения голландских, фламандских и немецких живописцев, что связано с исследованиями, ведущимися сотрудниками отдела в рамках темы «Техника и технология живописи мастеров Северной Европы XVII века и разработка методов ее реставрации». Результаты изучений технологических особенностей живописи западноевропейских мастеров дают нам основание считать, что методы работы с лаком, записями и восстановлением утрат авторской живописи должны полагаться на профессиональное знание стиля эпохи и манеры художника. Поэтому при работе с картинами со сложной структурой красочных слоев, принадлежащих кисти старых мастеров, реставратору необходимо опираться не на субъективную аргументацию, а на глубокий и всесторонний анализ произведения, видя в нем эстетический и исторический документ эпохи. Вот почему процессы, связанные с вынужденным вмешательством в структуру полотна, должны сопровождаться физико-химическими, микроскопическими исследованиями, макро- и микрофиксацией, что позволит сделать документальные описания необходимых участков живописной поверхности картины. Лишь после этого следует приступать к критическому анализу данных о степени сохранности произведения и о специфике его живописной фактуры.

Т. Максимова, заведующая отделом станковой масляной живописи ВНИИР

 
« Пред.   След. »