Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина | Печать |
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина предоставил свои залы для показа работ реставраторов. На выставке «Западноевропейская живопись XV-XVIII веков из музеев СССР. Реставрация и исследования» демонстрируется более пятидесяти картин из музеев Москвы, Тамбова, Смоленска, Краснодара, Пскова, Кологрива, Орла, Казани, Курска, Воронежа, Калинина, Тулы, Углича, Чернигова, Донецка, Калуги, Ашхабада, Еревана, а также подмосковных усадеб Останкино и Архангельское. Все они отреставрированы мастерами-реставраторами из Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, а также реставраторами лаборатории живописи Отдела научной реставрации ГМИИ имени А. С. Пушкина. Это не первая выставка, подготовленная музеем в содружестве со своими коллегами из крупнейших реставрационных центров страны. Ранее в музее несколько раз экспонировались отреставрированные специалистами ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря и ВНИИР средневековые рукописи, и в том числе к тысячелетию крещения Руси (1988) показывалось знаменитое Евангелие Хитрово. Напомним также весьма значительную выставку-исследование «Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы XVIII века» (1986). Большое место заняли на выставке «Итальянская живопись XIV-XVIII веков из музеев СССР. Новые открытия» (1984) работы реставраторов, обеспечившие возможность новых атрибуций. Настоящая выставка, как нам представляется, весьма убедительно демонстрирует современный уровень реставрационной науки, ее методы и возможности, дальнейшее совершенствование мастерства советских реставраторов. Задача реставраторов - по возможности восстановить первоначальный облик памятника, нередко искаженный временем, позднейшими записями. Данный процесс включает ряд обязательных этапов. Прежде всего это предварительное исследование памятника, изучение его с помощью рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, методами микрохимического анализа. Выставка знакомит с фотодокументами, тщательно фиксирующими весь процесс реставрации. Реставратор выполняет работы по укреплению основы картины (холста, дерева, металла), а также ее грунта и красочного слоя, удаляет записи, тонирует утраченные места, восстанавливает потемневший лак. Исследовательская и собственно реставрационная работа над памятником предполагает фундаментальные знания в области истории искусства. Отсюда тесное сотрудничество реставраторов с искусствоведами в процессе работы, а в идеальном случае - совмещение в одном лице этих специальностей. Выставка, предлагаемая нашим зрителям, рассчитана как на специалистов, так и на самые широкие круги любителей искусства. В нее включен целый ряд выдающихся произведений таких мастеров, как итальянские живописцы Сенья ди Бонавентура, Чима да Конелъяно, Бронзино и Строцци, голландцы Тербрюгген, Миревелът, Пуленбург, французы Гюбер Робер и Де Шаванн, фламандец Йордане и многие другие. Художники-реставраторы и искусствоведы сегодня - ключевые фигуры в борьбе за спасение классического наследия, и мы отдаем должное замечательным мастерам С. Голушкину, Г. Ерховой, Т. Максимовой, Г. Карлсену и их ученикам и помощникам, а также искусствоведам К. Егоровой, В. Марковой, М. Сененко, М. Либману, И. Линник за их высокопрофессиональную деятельность в благородном деле сохранения памятников искусства. И. Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
 
« Пред.