Процесс нахождения характерных черт | Печать |
По-видимому, эти представления нужны были ему самому, они помогали его работе. Сам процесс нахождения характерных черт, повадок, интонаций голоса, движения литературных героев - городничего, Добчинского и Бобчинского, Санчо Пансы и многих других - был необходим ему, и я уверен, что дома, в своей мастерской он изображал их перед зеркалом уже для самого себя. Он так же хорошо показывал П.П.Чистякова, художников Б.В.Иогансона, А.А.Осмеркина, И.Я.Билибина, с которым работал в Академии художеств. Здесь важно отметить, что процесс переработки жизненных впечатлений у Рудакова был активным, творчески волевым, всегда направленным к достижению поставленной цели. И тогда, когда он работал с карандашом в руке или изображал кого-нибудь как актер, он типизировал, заострял образ, делал обобщения. Он всегда охотно писал то, что видел сам или что могло опираться на его жизненный опыт, и мучился, когда приходилось что-то придумывать. Обращаясь к материалу незнакомому, не пропущенному через его сознание и эмоциональный мир, он создавал недостаточно зрелые произведения, в которых изображал красноармейца или партизана скачущими на арабском скакуне. Неудачи, которые у него были, вызывались тем, что некоторые книги, которые он иллюстрировал, не были органично близки его мышлению. И тогда он, как это было в его молодости, обращался к приемам, чуждым ему, искажающим реалистическую стилистику. Отходу от схематизма, нарочитой деформации способствовали его обращение к классикам зарубежной и русской литературы и постоянная увлеченная работа над натурой, портретом. Он оставался верным сравнительно небольшому кругу излюбленных тем и образов, но тем глубже они находили выражение в его творчестве. При изучении множества композиций, варьирующих друг друга, может показаться, что художник часто повторяется, в чем упрекали его некоторые критики. Но примечательно, что, оставаясь верным излюбленным образам и характерам, он не эксплуатировал самого себя, не занимался самоподражанием. Модуляции образа были не повторением, а развитием его, обогащающим первоначально найденный тип.
 
« Пред.   След. »