Дон Кихот и Санчо | Печать |
Полон значительности оставшийся в первоначальной фазе портрет Дон Кихота Ламанчского, Рыцаря Печального образа. У Рудакова образ рыцаря приобрел трагическое звучание. Художник дал свое прочтение образа героя, чьи черты, в разных вариациях, прочно закрепились в сознании миллионов читателей под воздействием и самого романа и его блистательных иллюстраторов Доре и Домье. Об иллюстрациях Рудакова как таковых говорить нельзя. Сохранились только несколько портретов и жанровые композиции на тему «Дон Кихот и Санчо». Рудаковского Дон Кихота А.Чегодаев называет «интереснейшим, отступающим от всех традиций, установившихся с XIX века в представлениях о героях Сервантеса». Сравнивая Рудакова с великим Домье, он считает, что «опыт Рудакова получился если и не столь же убедительным, то, во всяком случае, чрезвычайно любопытным в наводящим на важные и плодотворные идеи. И Санчо - толстый, старый крестьянин, с торчащими щеткой усами и беззубым ртом, и Дон Кихот - некрасивый, с одутловатым лицом и маленькими глазами, но с живым, насмешливым взглядом, обнаруживают, в трактовке Рудакова, не только свою человечность и свой демократизм в духе образов Риберы и Веласке-за, что есть и у Домье, но и свою бесхитростную, честную простодушность, чуждую какой-либо отвлеченной романтики». Здесь важно признание связей Дон Кихота Рудакова с мировой традицией великих художников-реалистов, выразителей гуманизма, и тем самым с сервантесовской концепцией Дон Кихота. Его образ остается у Рудакова романтизированным, только «донкихотству» приданы черты, созвучные современности, а гуманизм получил драматическое, вернее, трагическое выражение. Иллюстрации к «Фоме Гордееву» Горького - последний труд Рудакова, который он не успел закончить, но и то, что было им сделано, представляется очень значительным. Художник сумел дать зрителю в ясно читаемой форме острую социальную характеристику горьковских героев. Он сумел изобразить душный мир купеческого Поволжья, атмосферу провинциального быта, хищников-богатеев. Оставаясь на почве горьковского реализма, Рудаков без утрирования изображает купцов, с их деляческой хваткой и культом чистогана. Несомненно, он знал и учел замечания писателя, сделанные об иллюстрациях Б.Дехтерева, Д.Шмаринова и Кукрыниксов. Горький не допускал нарочитой условности, вялости языка, сочинительства, никаких отклонений от правды.
 
« Пред.   След. »