Сфокусированный свет | Печать |
После «Евгения Онегина», или, вернее, одновременно, Рудаков выполняет в 1947-1949 годах для Гослитиздата иллюстрации к «Полтаве» Пушкина. Он сумел выразить исторический план поэмы, повествующей об одном из решающих переломных моментов русской истории - Полтавской битве. Как и Пушкин, он увидел петровскую Россию «в гражданстве Северной державы, в ее воинственной судьбе». Личная драма героев, любовь Мазепы и Марии предстают перед нами в переплетении их судеб с политическим конфликтом. Сюжетные композиции «Полтавский бой», «Бегство Карла XII и Мазепы», «Мария и Мазепа», «Мария с матерью», «Кочубей у плахи» раскрывают основные коллизии поэмы в психологически напряженных ситуациях. Образы Петра, Мазепы, Кочубея остродраматизированны, напряженны по светотеневой лепке и цвету. Мазепа раскрыт как сложный, противоречивый образ, смесь хитрости, ума, коварства, честолюбия. Кочубей в сцене «В башне» изображен дряхлым стариком, загнанным, лишенным воли. Сфокусированный свет выделяет его из темного фона. Мария, «нежная Мария, краса черкасских дочерей», совпадает с пушкинской характеристикой. Она красива и поэтична. Образ Петра - царя-реформатора, одержимого идеей преобразования феодальной России, фанатически целеустремленного, не знающего компромиссов, дан в предельно заостренном выражении. «...Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь как божия гроза» - таким, пушкинским, изобразил его Рудаков. Образ вызвал горячие споры. Многим он казался чрезмерно гиперболизированным, с излишне подчеркнутой аффектацией. Однако следует помнить, что Петр был таким. Рудаков раскрыл его художественно убедительно, конкретно. И поэтому ему веришь. Трудно учесть весь объем работы художника над «Полтавой». В книгу вошли 12 полосных рисунков углем, три заставки и три концовки, исполненные пером. Помимо этого были сделаны акварелированные листы станкового плана. Они разошлись по многим частным собраниям. По законченности пластического выражения и композиции иллюстрации к «Полтаве» - одна из наиболее цельных, зрелых работ Рудакова, связанных с книгой.
 
« Пред.   След. »