Гости, съехавшиеся к Лариным | Печать |
Все это множество разноформатных, исполненных то кистью, то пером рисунков выглядело как бы «собранием пестрых глав, подготовкой к будущему крупному циклу. Да и сам художник предупреждал, что пока это лишь только наброски. Но какие наброски! Сколько свободы, легкости, виртуозного владения пером! И как выразительны все персонажи, как они, подобно замечательным артистам, умеют носить фрачные костюмы, рединготы, высокие воротнички, пуховые цилиндры... Гости, съехавшиеся к Лариным, лишь слегка очерченные Пушкиным, приобретали в набросках Рудакова весьма рельефные черты и обрастали любопытными деталями. Какого-нибудь Панфила Харликова Константин Иванович изображал не только со всею семьей, но и в окружении расторопной челяди, с различной поклажей, с тюфяками, собаками и утварью. Даже «мосье Трике, в очках и рыжем парике» или отставного советника Флянова художник не ленился изображать во всяческих ракурсах и поворотах, и крупным планом, и во весь рост». Особенно много работал художник над главным образом - Евгением Онегиным. Вариации его портретов - не совсем вариации. Это разные Онегины, Онегины-братья, родственники, но не идентичные повторения, с маленькими отклонениями («Где-то рядом. А пока не уловил»). Образ Татьяны также имеет много фаз своего развития. Татьяна 1937 и 1949 годов - разные не только по внешнему облику, но и по духовному строю. Между ними десятки других Татьян, подчас в равной мере значительных. Несравнимы с первоначальными листы «Татьяна < Онегиным в саду», «Татьяна у окна» «Татьяна пишет письмо Онегину». Последний сюжет по живописи, острому сочетанию синих и охристых тонов, глухому контрасту теплых и холодных красок драматичен по колориту. В другом эскизе Татьяна стоит у окна, полная тревоги, мучительных дум. Догорающая свеча придает трепет теням, малиновые и зеленые тона насыщают образ душевной болью. Колористическое звучание, его тембр, цветовая перегруженность не погашают свежести письма, что присуще и другим композициям, сделанным уже в последние годы.
 
« Пред.   След. »