Евгений Онегин | Печать |
Художник работает преимущественно водяными красками. Позднее, уже в послевоенное время, занимаясь новым вариантом иллюстраций, Рудаков отмахивался от ранних работ, выполненных в литографии («Сухота! «Онегина» надо делать только в цвете»). Сравнительно с иллюстрациями к Золя и Мопассану рисунки к «Онегину» 1930-х годов были известным снижением. Художник не был тогда, как он сам это признавал, «подготовлен к Пушкину», переход к которому требовал известной перестройки творческих установок. Образная система «Нана» и «Милого друга» отличалась от стихотворного романа Пушкина. «Евгений Онегин» - многослойный роман о русской жизни на историческом переломе конца первой четверти XIX века. Это, по словам В.Белинского, «картина русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов развития. Поэма историческая, хотя нет ни одного исторического лица». Социальная среда, мир Франции последней трети XIX века и русский дворянский быт первой трети того же века требовали различного эстетического выражения, разных технических приемов и художественных форм. И позднее роман в стихах Пушкина, неоднократно переиздаваемый, не получил в достаточной степени значительного художественного истолкования. Наиболее интересными были иллюстрации П.Соколова, изданные в виде альбома в 1892 году, не принадлежащие к лучшим работам этого мастера. Сухие по технике, прозаические, они не выражали духа поэзии Пушкина, хотя, по словам издателя, были «верны действительности или, по меньшей мере, очень близки к ней и передают типы такими, какими они представлялись людям того времени»60. Рисунки Д.Кардовского, исполненные в 1900-1930-х годах для различных изданий, также акцентировали бытовую сторону романа. Мы не касаемся здесь мастеров подчас очень значительных (например, И.Репина, сделавшего две композиции на темы «Евгения Онегина), случайно обратившихся к Пушкину. Преуспевали художники, обратившиеся к «Евгению Онегину» с явно спекулятивными целями, сделавшие слащавые рисунки к различным «роскошным» изданиям романа. Рекорд пошлой банальности был поставлен... Самокиш-Судковской.
 
« Пред.   След. »