Анна Андреевна | Печать |
Таким подленьким и ничтожным, вертлявым, с задранным носом изображает Рудаков главного героя. Своей комедийностью, суетливостью, пустозвонством он вызывает смех, но смех убивающий, легко переходящий на тех, кто оказался в дураках в этой истории с мнимым ревизором. Особенно удачен Осип, ворчливый, грубоватый, ленивый слуга Хлестакова. Он представлен рассудительным, с хитрецой, умеющим разбираться в людях и, когда нужно, прикинуться дурачком. Художник не раз возвращается к Осипу, рисуя его в отдельных мизансценах центральной фигурой. Очень выразительны попечитель богоугодных заведений Земляника, самодовольный плут; почтмейстер, угодливый, забитый; расторопные подхалимы Бобчинский и Добчинский; жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Марья Антонов; на, простодушные глупышки, провинциалки. Это портреты-типы. Помимо индивидуальных характеристик Рудаков, следуя традициям Агина и Боклевского, рисует групповые сцены, в которых персонажи раскрываются в живом действии. Эти композиции, где фигурирует немного людей, развернуты с простотой и естественностью, дающими возможность охватить сразу же все происходящее. Ясностью построения отличается сцена, где Хлестаков выслушивает купцов, жалующихся на городничего, и эпизод, изображающий Хлестакова, унтер-офицершу и слесаршу. Это режиссерски хорошо разработанные мизансцены, помогающие последовательно воспринять всю группу. Так же легко воспринимается самая массовая немая сцена - апофеоз комедии. Центральная фигура городничего повернута к зрителю. Жена - Анна Андреевна, дочь - Марья Антоновна, почтмейстер и попечитель образуют центральную группу, в то время как остальные действующие лица даны в отдалении, показаны менее интенсивно, общо, образуя второй план. Они как бы «...даль в картине, которая очеркивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом, - писал Гоголь, имея в виду гостей городничего...
 
« Пред.   След. »