Галерея гоголевских образов | Печать |
Галерея гоголевских образов создает микропанораму николаевской России, вскрывает ее социальные язвы, быт и нравы. Не прибегая к заостренному гротеску и мистической фантасмагории (чему немало примеров в иллюстративной Гоголиане), оставаясь на почве реалистического искусства, Рудаков достигает той правды жизни, в которую веришь, и оттого, что видишь ее реальной, она кажется более страшной. Иллюстрации максимально сближены с текстом; для каждой из них легко подобрать несколько строк из комедии, отвечающих содержанию рисунка. Удачей художника является образ городничего; его тупая физиономия, «черствая внешность» держиморды и хапуги хорошо передают облик полновластного царька своего государства. Хлестаков дается в трех главных фазах его невольной авантюры. Вначале, в сцене, когда перед ним стоит дрожащий в страхе городничий, он показан робеющим, еще не понявшим ситуации. Затем Хлестаков предстает перед зрителем уже осознавшим происходящее и свою роль в нем,- он величественно принимает жалобщиков. В кульминационной сцене, упоенный ложью, он изощряется в самообмане. «Более всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру»,- предупреждал Гоголь актеров, играющих в «Ревизоре». Он возражал против «обкарикатуривания» героев комедии, против того, чтобы Хлестаков был «вроде водевильных шаркунов, которые пожаловали к нам повертеться с парижских театров». Хлестаков - не авантюрист, не «обыкновенный враль». «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому - что говорит», а в общем «подленькая ничтожная натура».
 
« Пред.   След. »