Портрет Элен | Печать |
Портрет Элен, написанный в голубых тонах, очень близок толстовской трактовке этой холодной красавицы. Он сразу получился у художника. Но это не остановило его работу, возникает новый вариант. В нем превалирует теплая гамма. Рыжеватые волосы, чуть охристая шея, розовая грудь. И впечатление той же светской холодности, надменности, бездушия. Помимо портретов были написаны композиции «Охота», «Багратион перед войсками», «Кутузов с генералами», «Отступление французской армии» и другие. Некоторые остались в эскизном состоянии. В Государственном музее Л.Н.Толстого хранятся два альбома с многочисленными (свыше 90) набросками сюжетных композиций, карандашных и выполненных в цвете. Многие из них сделаны по ходу чтения с указанием страницы и тома романа. Это в основном семейные, бытовые и батальные сцены. О.И. Подобедова считает их первичными набросками, непосредственной реакцией на поэтическое воздействие словесных образов Толстого. «Шел сложный процесс познания и фиксации первых впечатлений «действительности романа» или, иными словами, вживание в мир толстовских образов»0,3-Эти зарисовки еще не были предварительным планом иллюстраций, и, может быть, только некоторые из них были бы использованы художником. Иллюстрации к «Ревизору», исполненные в нескольких циклах, различны по технике, материалу и назначению: для издания в открытках, в литографии (1948), для издания Детгиза углем и акварелью (1948) и для Гослитиздата в смешанной технике - уголь, акварель, цветной карандаш (1946-1948). Этот цикл можно считать основным. Ему предшествовала начатая еще в 1943 году работа над эскизами костюмов для постановки «Ревизора» в единственном тогда в городе Ленинградском театре. Но работа была прекращена, театр должен был свернуть ее до лучших времен, однако, художник продолжал рисовать героев комедии уже как иллюстрации к книге. Работа над «Ревизором» не была завершена, как и ряд других больших циклов, требовавших длительного времени, но и то, что сделано художником, хорошо раскрывает его замысел, получивший претворение в двадцати страничных листах и ряде заставок.
 
« Пред.   След. »