Метод портретирования героев | Печать |
Может быть, поэтому они остались незавершенными. Начав работать над «Войной и миром» по предложению Гослитиздата, Рудаков вскоре вынужден был отказаться от заказа, так как срок, предоставленный для работы, был очень мал. Требовалось выполнить сто иллюстраций в течение года. Ему захотелось работать, не связывая себя обязательствами, работать «для себя» («Вот тогда и получается «для всех». Я хотел бы работать над Толстым всю жизнь»). В основном иллюстрации к роману решались как портретные композиции. Это был принцип художника, дающий ключ к раскрытию духовной атмосферы романа, к созданию галереи образов, вне которых не может быть понята и раскрыта гениальная эпопея русской жизни, созданная Толстым. Метод портретирования героев литературного произведения не нов, он неоднократно применялся многими иллюстраторами и самим Рудаковым. Но этот метод в отношении к «Войне и миру» отдельными критиками был признан ошибочным и даже порочным. «Самая мысль дать, по существу, статическое изображение человека, показанного писателем в действии, порочна. Николай Ростов и Андрей Болконский в интерпретации К.И.Рудакова напоминают скорее портреты Дау и Полякова в галерее 1812 года в Зимнем дворце, чем. персонажей толстовского романа... Толстой же строит образ по-иному. У него нет пластически завершенных литературных портретов, а между тем мы хорошо помним наружность его героев»52. Нужно ли спорить с этим прямолинейным утверждением? Сама посылка о невозможности воплотить в портрете литературный образ, развивающийся во времени, ошибочна. Если согласиться с этим положением, тогда следует признать, что любая иллюстрация недопустима в книге, так как она также статична, фиксирует только один момент, тем самым останавливая живое течение жизни. Несомненно, обращение художника к «Войне и миру» было связано с Великой Отечественной войной, ее перекличкой с Отечественной войной 1812 года. Ее героика питала образы, созданные Толстым.
 
« Пред.   След. »