Перегруженная фронтальная плоскость первого плана | Печать |
Перегруженная фронтальная плоскость первого плана сменяется все больше и больше глубинным многоплановым пространством. Нарастает движение, конкретизируется обстановка, в которой происходит действие. Усиливается психологическая разработка характеров героев. Эволюция, которую претерпевает метод Рудакова-иллюстратора, несомненно, была связана с общей тенденцией тех лет в книжной графике, стремлением к большей «станковизации», что имело свои большие плюсы и минусы. Важным было то, что художники продолжали упорно работать над сюжетно-тематическими композициями, создавали реалистические иллюстрации, раскрывающие образный мир книги. Преобладали полосные рисунки, часто выполненные в тоновой технике (тушь, черная акварель), что было требованием издательств, не имеющих полиграфических возможностей для цветной печати в большом объеме. Наряду с превосходными иллюстрациями С.Герасимова, Ку-крыниксов, О.Верейского, Д.Дубинского появлялись серые, маловыразительные, монотонные, безликие по рисунку картинки, имеющие случайный «вставной» характер, если не разрушающий, то чуждый архитектонике книги. Эти неудачи, конечно, не снимали задачи создания идейно-содержательных иллюстраций, призванных не только украшать, но и раскрывать книгу, ее содержание в широко развернутых повествовательных формах. Нарушают ли они «органику» книги? Могут ли их заменить самодовлеющий «декор» и условно- «фигуративный», часто символический рисунок? Иллюстрации Рудакова участвуют в современном споре о путях развития художественной книги, доказывая, что сам по себе метод реалистического сюжетного рисунка не порочен, а порочны плохие натуралистически-эпигонские иллюстрации, каких действительно развилось в ту пору немало. Но судить о правомерности метода нужно по его положительным результатам, а не по издержкам, возможным во всяком деле. Это полемическое отступление не должно отвлечь нас от главной темы - творчества Рудакова. Иллюстрации к «Войне и миру», как и к «Евгению Онегину» и «Дон Кихоту», делались без заказа и были рассчитаны на длительное время их исполнения, без подгонки к определенному сроку.
 
« Пред.   След. »