Портрет девочки | Печать |
Он в теплом жилете, на голове вязаная шапочка, лицо его морщинисто, черты лица заострены. О его облике вспоминает художник Ю.М.Непринцев, часто встречавшийся с ним у политработника полковника В.И.Цветкова, известного ленинградского коллекционера. «Он приходил к В.И.Цветкову, голодный, с трудом передвигая опухшие ноги, закутанный какими-то невероятными шалями и платками. Но глаза его все так же остро и весело сверкали из-под меховой шапки, и как бы наперекор врагу, в противовес всему, что приходилось переживать нашему городу, в нем горел огонек веселой шутки» Говоря о портретах военной поры, нужно назвать акварельный «Портрет девочки» (1943, ГРМ), написанный в теплой охристой гамме, в напряженной тональности. Девочка блокадного Ленинграда, пережившая много суровых дней, смотрит на нас по-взрослому проницательно. Ее серьезное лицо, грустные глаза и весь облик не утратили детского обаяния. Написанная акварелью голова хорошо сочетается с нейтральным глухим фоном, проложенным гуашью. Темы войны, эпизоды боев, борьба партизан, жертвы фашистского произвола разрабатываются художником в ряде композиций. Некоторые батальные сюжеты были связаны с воспоминаниями о гражданской войне («Разведка», «Разъезд», «С донесением»). Много времени он уделяет картине «Беженцы» («Во время Великой Отечественной войны»). Эта тема кладется в основу большого агитационного панно, которое было поручено ему выполнить к 25-й годовщине Великого Октября. В нем изображался горестный исход людей, покинувших родные места, изгнанных бесчеловечным врагом. Композиция намеренно плакатная, рассчитанная на агитационное воздействие и большой масштаб, читаемый с дальнего расстояния. Панно погибло. Современники оставили о нем воспоминания, к которым следует обратиться. «...Семья беженцев - мать и четверо детей - на фоне зарева пожарища спешит уйти от гибели. Впечатление от этого панно было сильное, но не тяжелое; верилось, что люди спасутся. Вероятно, этому способствовали проникновенные нежность и любовь, которые вложил художник в образы. Панно было красиво изысканной красотой...»
 
« Пред.   След. »