Пейзаж в истории живописи и в культуре текстиля | Печать |
Пейзаж - один из наиболее распрораненных жанров живописи! Многие поколения художников изобразительного искусства отдали ему свой талант. Судя по сохранившимся памятникам искусства, живопись пейзажа имеет древнюю историю. В наследии европейской живописи с XV в. видны явные черты внимательного наблюдения природы при естественном освещении. Высказывания мастеров эпохи Возрождения наполнены точными характеристиками натурных живописных отношений. Однако история живописи на пленэре как жанра началась с голландских художников XVII в. Следом за ними этюды с натуры стали обязательной частью работы крупнейших мастеров пейзажа. Н.Пуссей, Т.Гейнсборо, Рейнолдс уже регулярно писали этюды на пленэре. В XIX пейзажная живопись получила наибольшее развитие. Подлинным реформатором европейской пейзажной живописи считают Констебла, оставившего не только первоклассные картины, но и множество высказываний по методике живописи с натуры. Дж. Констебл, как и его предшественники - английские акварелисты Т.Гертин и Д.С.Котмен, изображал самые простые пейзажные мотивы. Свежесть пейзажей Констебла произвела огромное впечатление на французских художников в парижском Салоне 1824 г. Его пленэрная живопись резко контрастировала с бурым колоритом картин, написанных в студиях с Шером для многих воспитанников художественных «континентальной Европы. Ж.Мишель, К.Коро, Ж.Ф.Милле и целый ряд других мастеров пейзажа использовали в своем искусстве достижения Дж. Констебла. Дальнейшее развитие европейской пленэрной живописи связывают с художниками барбизонской школы (Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.Диаз, Ш.Ф.До-биньи и др.), сделавшими пейзаж максимально открытым и глубинным, и с художниками - импрессионистами, сосредоточившими внимание на выявлении мимолетных впечатлений от окружающего. И барбизонцы, и импрессионисты делали этюды в любую погоду, отточив до виртуозности приемы быстрой живописи с натуры. В русском искусстве на пленэре основывалась пейзажная живопись С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, А.И.Иванова. Вслед за ними на важность пленэра обратил внимание А. Г Венецианов, а затем члены известного Товарищества передвижных художественных выставок и их ученики. Как полноправную часть обучения художников ввели пленэр в учебный процесс такие художники-педагоги Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Российской Академии художеств, как В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, В.Е.Маковский, В Л.Поленов, а А.К. Хаврасов даже устраивал совместные поездки педагогов и учащихся на этюды за город. (Из этого движения и сформировалaсь русская школа живописи, в которой живописный цвето-пластический язык строился на основе принципов пленэрной живописи.
 
« Пред.   След. »