Реалистическая условность | Печать |
Глухо шумят вековые сосны, среди которых укрылись партизаны. Лес-символ борющейся Белоруссии - переполнен ими. И кажется, нет такой силы, которая могла бы сломить людей. Не менее поэтично и другое полотно-Легенда, где изображена занесенная снегом белорусская деревня, над которой спустились черные сумерки-символ фашистской оккупации. Ночь нависла над опустевшей землей... И словно мираж в пустыне, сквозь черную пелену из мрака вырастает фигура юноши, отдавшего свою жизнь за свободу Родины. Полотно глубоко эмоционально, оно зовет к мщению... И наконец, Прорыв. Здесь изображен конкретный эпизод из партизанской жизни. Прорвав кольцо блокады, партизаны выходят из окружения. В образовавшуюся брешь устремились толпы мирных жителей, унося с собой свой нехитрый скарб. В этом незначительном по размерам холсте множество фигур. И каждая из них несет на себе определенную смысловую нагрузку. В целом же это картина народного горя, народной скорби, которая выплеснулась через край. В приведенных выше полотнах Г. Ващенко нет конкретных сюжетов, нет той литературной канвы, на основании которой строится повествование. Но здесь есть общее настроение, которое зритель волен трактовать по-своему, ибо зрительское восприятие так же субъективно, как субъективно само искусство. Картины Л. Щемелева Мое рождение (1967), Генерал Доватор (1975) в основе своей метафоричны. Пользуясь реалистической условностью, художник создает героические образы, которые олицетворяют героизм как явление, присущее советским людям. Здесь, как и в полотнах Г. Ващенко, нет конкретного литературного сюжета. Рождение нового человека, борца за идеалы коммунизма, происходило в жестокой борьбе и в годы гражданской, и в годы Великой Отечественной войн. Л. Щемелев в картине Мое рождение показывает это в несколько условной ситуации. Здесь прежде всего привлекает внимание живописная форма. Фигуры героев картины четки и выразительны. Все художественные средства (в том числе колорит, пластическое решение, рисунок) создают яркий, запоминающийся образ.
 
« Пред.   След. »