Широкие декоративные плоскости | Печать |
Заслуженным успехом у зрителей пользовались работы белорусского живописца М. Данцига на партизанскую тему. Картина Беларусь-мать партизанская (1967) в основе своей аллегорична. Художник не стремился здесь запечатлеть какой-то отдельный эпизод из партизанской жизни. В несколько отвлеченной, аллегорической композиции он объединяет разновременные и разноплановые события. Параллельно плоскости картины он изобразил и скачущих на лошадях партизан, и идущих в бой пулеметчиков, и лишенных крова женщин, стариков и детей. Все они объединены общим порывом, священной ненавистью к захватчикам. Фоном для композиции служит разоренная белорусская деревня. Одиноко торчат из земли печные трубы сожженных домов. Оранжево-красное солнце на горизонте окрашивает всю композицию в напряженные красные тона. В картине М. Данцига нет конкретных героев. В основе собирательный образ-вся партизанская Белоруссия. Художественные средства, которыми художник оперирует, выразительны: в колорите преобладают напряженные коричнево-красные и черные тона. Контур четкий, контрастный. Широкими декоративными плоскостями выделены фигуры и предметы. Напряженный тяжелый ритм движущейся толпы ассоциируется с тяжестью тех испытаний, которые выпали на долю белорусского народа в дни войны. Этот ритм повторяется и в картине Партизанская свадьба (1968). Основная мысль Партизанской свадьбы-вечность жизни-в какой-то мере перекликается с идеей картины М. Савицкого Партизанская мадонна. Жизнь не прекращается, несмотря на то что гремит война. Идет под венец молодая пара. И хотя на голове у невесты вместо свадебной фаты кусок белой материи, на ногах грубые солдатские ботинки и вместо букета цветов руки ее сжимают ремень винтовки, она прекрасна. Ее мужественное, волевое, совсем еще юное лицо светится радостью. Столь же прекрасны и мужественны ее боевые товарищи: жених в простой солдатской телогрейке, с автоматом на груди, отец - суровый и немного мрачный старик, сват - веселый юноша с перекинутыми через плечо рушником и карабином. В этой картине можно отметить яркие, запоминающиеся образы, характеры. Композиционное решение оригинальное по своей пластике. Здесь нет скучных повторений. Контрасты светлого и темного помогают прочтению характеров изображенных в картине персонажей.
 
« Пред.   След. »