ПАРАФРАЗА | Печать |
ПАРАФРАЗА, парафраз (от греч. «описание», «пересказ»), сочинение, обычно виртуозного характера, на одну или несколько заимствованных тем, к-рые украшаются, варьируются, причем отдельные вариации связываются между собой разнообразными переходами (пассажами). В основу П. чаще всего кладутся излюбленные мелодии народных песен или популярных произведений профессиональных композиторов. ПАРОДИЯ (греч. «песнь наизнанку»), комическое подражание стилю к.-л. автора, направления, особенностям жанра. П. подмечает излишнее пристрастие автора к тем или иным приемам, назидательность, высокопарность стиля, неудачные образы и выражения и т. п., преувеличивает и подчеркивает это В результате произведение предстает в одностороннем и смешном виде, как бы снижается и развенчивается. Иногда главным предметом пародирования становится идейная направленность произведения. П. — острое средство в борьбе художественных направлений, своеобразная форма критики. Обычно П. имеет смысл лишь в сопоставлении с оригиналом, но иногда приобретает самостоятельное значение. Произведение, задуманное как П., может выйти за рамки первоначального замысла («Дон Кихот» М.Сервантеса начинался всего лишь как П. на рыцарский роман). Жанр П. известен в античной литературе и театре с VI в. до н. э. Позже Аристофан пародировал Эврипида и философов, создавались П. на Гомера и героический эпос как таковой. Богатый материал для П. дал классицизм с его «высоким стилем», ориентацией на древнеримские образцы и пренебрежением к низовой культуре («Вергилий наизнанку» П.Скарро-на и др.). В России к жанру литературной П. обращались А.Сумароков, И.Крылов, Н.Некрасов, Козьма Прутков и др. В музыке главный предмет П. — опера: ряд П. на оперы Ж.Люлли и др. авторов XVII-XVIII вв.; «Опера нищих» Дж.Гея и Дж.Пепуша, оперетты Ж.Оффенбаха на античные сюжеты «Орфей в аду» (1858) и «Елена Прекрасная» (1864); «Вам пука» В.Эренберга (Петербург, 1908) — П. на рутинный оперный спектакль и т. д. «Раек» М Мусоргского — П. на оппонентов «Могучей кучки». П. писали А.Бородин, Д.Шостакович. Пародийным был кукольный спектакль С.Образцова «Необыкновенный концерт»; эстрадные пародисты имитируют исполнительскую манеру известных артистов и певцов. Оттенок пародийности нередко приобретает стилизация, хотя она и не сфемится высмеять тот или иной стиль.
 
« Пред.   След. »