ПАНОРАМА | Печать |
ПАНОРАМА (греч. «все» и «вид», «зрелище»), особая (наряду с диорамой) разновидность изобразительного искусства, в к-рой живопись дополняется др. художественными средствами. В отличие от диорамы, П. имеет вид огромного цилиндра, внутри к-рого устроено место для зрителей. П. рассчитана на изображение крупных событий, развертывающихся в обширном пространстве и обычно посвященных военной теме. Кольцеобразное живописное полотно П. устанавливают в специальном помещении с расчетом на полную иллюзию действительности. Этому способствует введение объемного макета, бутафории или реальных предметов первого плана между зрителем и изображением, а также специальное освещение (напр. П. Ф.Рубо «Оборона Севастополя», «Бородинская битва»). П. называют также пейзажный мотив с очень широким пространственным охватом (нек-рые пейзажи А.Иванова, П.Корина). Из-за широкого угла зрения такой пейзаж нередко требует обозрения по частям. Термин применяется и при восприятии натуры (напр. «с Во-робьевых гор открывается панорама Москвы»). П. в театре — часть декораций, к-рая используется в тех случаях, когда нужно изобразить движение, процесс изменения пейзажа (времени и места действия) или настроений, атмосферы событий. Горизонтальная П. — огромное живописное полотно (напр. в Большом театре 17 м высоты и 100 м длины), к-рое по специальной «панорамной дороге» движется во время действия через всю сцену (напр. П. из балета «Спящая красавица» Чайковского — путешествие принца Дезире и феи Сирени в ладье к замку принцессы Авроры). Вертикальная П. — живописное полотно или мягкая декорация на тюле и сетке, в 1,5— 2 раза выше обычного задника, заготовленные на планшете сцены и разворачивающиеся вверх (напр. «вырастание елки» из балета «Щелкунчик» Чайковского). Для движения П. пишется спе-циальная музыка.
 
« Пред.   След. »