ПАДУГА | Печать |
ПАДУГА, элемент декораций театрального спектакля или часть постоянного оформления сцены (т. наз. одежды сцены), горизонтальное полотнище, к-рое перекрывает верх кулис, детали декораций, поднятые вверх, рабочие галереи, осветительные приборы и т. д. П., к-рую подвешивают сразу за архитектурным порталом сцены, иногда называют «арлекином». ПАЛИТРА (от лат. «лопатка»), деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на к-рой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков. Обычно во время работы П. держат левой рукой, для чего на поверхности П. делается отверстие для большого пальца. Поверхность деревянной П. предварительно обрабатывают, чтобы она не поглощала краску. По окончании работы краски с П. счищают. П. — инструмент живописца, интимно связанный с процессом его творчества и с его ин-дивидуальностью. Сохранившаяся П. большого художника с застывшими на ней красками порой представляет не просто музейную, но и художественную ценность: на ней запечатлены прикосновения руки мастера, поиски выразительного цветового образа. В своих автопортретах многие художники (Рембрандт, В.Тропинин, М.Сарьян и др.) изобразили себя с П. в руке. В переносном смысле П. художника называют характерную для него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму чувств, к-рые пробуждает его живопись. Тогда говорят о П. «скупой» или «щедрой», «нежной», «мрачной» и т. д. Здесь значение слова «П.» приближается к понятию «колорит». ПАЛЕХ, см. Лаки.
 
« Пред.   След. »