ОСТРАНЕНИЕ | Печать |
ОСТРАНЕНИЕ, прием установления дистанции по отношению к изображаемой действительности, приводящий к тому, что знакомое явление предстает как впервые увиденное, странное, необычное. Цель О. — вызвать у человека видение предмета, а не автоматическое его узнавание. О. направлено на изменение восприятия, т. к. «вещи, воспринятые несколько раз, начинают восприниматься узнаванием: вещь находится перед нами, мы знаем об этом, но мы ее не видим. ...Приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия»,— так характеризовал О. в своей работе «Искусство как прием» В.Шкловский, введший этот термин в искусствознание в нач. XX в. Первоначально понятие «О.» разрабатывали и широко использовали в своих работах представители рус. формальной школы в литературоведении (Шкловский, Ю.Тынянов, Б.Эйхенбаум), к-рые руководствовались лозунгом о необходимости «возвратить человеку переживания мира», для чего необходимо «создание новых форм» и «воскрешение слова». Конкретно О. состоит в том, что нечто (вещь, явление, ситуация) изображается так, как если бы воспринимающий человек видел это впервые и не понимал его реального жизненного смысла. Напр. Л.Толстой в романе «Война и мир» дает такое описание оперного спектакля: «На сцене были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картины, изображающие деревья, позади было протянуто полотно на досках... В середине сцены сидели девицы... Все они пели что-то. Когда они кончили петь, девица в белом подошла к будке суфлера и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и стал петь и разводить руками». В дальнейшем О. стало пониматься шире — как система приемов и даже как основной принцип искусства, к-рое всегда не тождественно жизни, что привело к некрой абсолютизации О. и вызвало критическую реакцию вплоть до полного отказа от термина как формалистического в советском искусствоведении. Близко термину «О.» и понятие «очуждение», введенное в практику искусства Б.Брехтом. «Очуж-дающий эффект» производит, по Брехту, такое изображение предмета, к-рое, хотя и позволяет его узнать, в то же время представляет как нечто постороннее, чужое. «Эффект очуждения» делает будничное необычным. Очуждение, вызвав у воспринимающего «удивление и любопытство» новизной угла зрения, рождает активную позицию по отношению к очуж-даемой действительности. Брехт разработал конкретные уровни остранения применительно к театральному представлению, включающие в себя особое построение фабулы, декораций, а также особые требования к поведению актера (к его пластике, игре, дикции) и прямое обращение к публике (зонг). В современном искусствознании О. признается достаточно перспективным понятием, объединяющим целый комплекс приемов (гротеск, парадокс и др.) и помогающим описать и объяснить многие явления искусства. ОТЛИВКА, см. Скульптура. ОТТИСК, см. Гравюра. ОФОРТ, см. Гравюра. ОЧУЖДЕНИЕ, см. Остранение.
 
« Пред.   След. »