ОРГАН | Печать |
ОРГАН (отгреч. «орудие», «инструмент»), клавишно-духовой инструмент, иногда огромной величины, состоящий из большого количества труб, группирующихся по регистрам, каждому из к-рых присущ свой тембр и диапазон. При нажатии клавиш в трубы поступает воздух, открывающий своим напором отверстие труб и заставляющий их звучать. Клавиши клавиатуры О. расположены в том же порядке, как и на фортепиано. О., как правило, имеет несколько клавиатур — от двух до пяти ручных (мануали) и одну-две ножных (педали). Примитивный О. был известен еще в древнем мире. В VII в. в городах Зап. Европы О. стал привлекаться к участию в католическом богослужении. Современный вид О. приобрел к XVI в. Чередование и одновременное звучание нескольких регистров создает впечатление звучания оркестра, с к-рым О. сближает также его широкий диапазон. ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ (от лат. «строй», «порядок»), определенные сочетания несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. О.а. в широком смысле существовали с самых древних времен — ьегипетском, ассиро-вавилонском, древнеперсидском зодчестве. Однако в классическую систему с точными канонами О.а. сложились в др.-греч. архитектуре к V в. до н. э. Классические греч. ордера—дорический, ионический и коринфский — получили свои наименования от соответствующих племен и областей Греции. Их несущие части: колонна с капителью (верхняя часть колонны) и базой иногда с пьедесталом. Несомые части: три горизонтальные, расположенные одна над другой полосы — архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент (верхнюю часть сооружения, лежащую на колоннах). Дорический О.а. отмечен мужественной простотой. Классический пример — Парфенон. У колонны дорического О. база от-сутствует; ствол ее, покрытый продольными желобками-каннелюрами, сужается кверху. В середине ствола колонна имеет припухлость — энтазис. Капитель состоит из трех частей: шейки, соединяющей ее со стволом колонны, полувала — эхина и верхней квадратной плиты — абаки. Непосредственно на абаке лежит каменная гладкая балка — архитрав. Над архитравом проходит полоса фриза, расчлененного на равные отрезки выступающими прямоугольниками — триглифами. Промежутки между триглифами — метопы (близкие к квадрату) — бывают гладкими или украшены скульптурой. Ионический О.а. (классические образцы на афинском Акрополе в Эрехтейоне, храме Ники Аптерос в Пропилеях) имеет базу. Каннели-рованная колонна сужается кверху и завершается капителью, главной особенностью к-рой является закручивающиеся по обе стороны верхней части ствола крупные завитки — волюты. Архитрав ионического О. состоит из трех горизонтальных полос, фриз — не-расчлененный, обычно гладкий, иногда покрытый скульптурными композициями. Коринфский О.а. встречается в Греции впервые в храме Аполлона в Бассах. Более характерные образцы его относятся к IVB. до н. э. (памятник Лисикрата, Башня ветров в Афинах). От ионического он отличается формой капители в виде корзины из стилизованных листьев и завитков — волют. Коринфский О., самый нарядный из греч. О., получил развитие и широкое применение в архитектуре античного Рима (напр. в Пантеоне). Римские О.а. отличаются от греч. декоративным характером — они уже не выражают конструкцию, а обычно расчленяют стену. Появляются многоярусные О.а. (Колизей). Каноны построения О.а. изложены в единственном дошедшем до нас античном архитектурном трактате Витрувия, к-рый в основу пропорций О.а. для измерения высоты отдельных частей кладет модуль — половину диаметра ствола колонны у ее основания. ОРКЕСТР (от греч. «орхестра», «место пляски» — площадка на передней части сцены, где во время театрального представления находился хор), многочисленный инструментальный ансамбль, т. е. коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. В отличие от камерных ансамблей в О. нек-рые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. О. различаются по составу инструментов: симфонические О., струнные О., О. народных инструментов (различные народные инструменты), духовые О. (духовые и ударные инструменты), т. наз. бэнды (только медные духовые инструменты), шумовые О. (гл. обр. ударные инструменты) и др. Большой гибкостью и широкими выразительными возможностями обладает симфонический О., в состав к-рого входят три основные группы инструментов: смычковая, духовая (деревянные духовые и медные духовые) и ударная, а также арфа. Единство прочтения музыкального произведения осуществляется дирижером, руководящим О. в процессе выучивания и исполнения сочинения. О. в театре называют также специальное помещение для музыкантов, к-рое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера (иногда под сценой, как в Бай-рейтском театре Р. Вагнера) и отгорожено барьером от зрительного зала (т. наз. оркестровая яма). ОРКЕСТРОВКА, сочинение или переложение музыки для оркестра.
 
« Пред.   След. »