ОПЕРЕТТА | Печать |
ОПЕРЕТТА (фр. «маленькая опера»), термин, к-рый в XVH-XVIII вв. означал небольшую оперу на бытовой или пасторальный (см. Пастораль) сюжет. С сер. XIX в. О. — своеобразный музыкально-театральный жанр, соединивший в себе черты оперы (прежде всего комической, в частности зингшпи-ля), мелодрамы, водевиля, балетного и драматического спектакля. Для сюжета О. характерно переплетение трогательной лирико-романтической линии — и линии комической, нередко с элементами фарса, увлекательная интрига, вызывающие сочувствие ситуации. Постановка О., не претендуя на особую глубину, требует празднич-ности, зрелищности. По структуре музыкальных и вокальных номеров (увертюра, арии, ансамбли, хоры) О. близка опере, но отличается от нее развернутыми разговорными диалогами. Кроме того, О. не предъявляет таких высоких требований к голосовым данным и певческому мастерству исполнителя (тем не менее к О. обращались выдающиеся оперные певцы: Г.Нэлепп, Н.Гедда, Э.Шварцкопф идр.). Зато О. требует от исполнителя не только способностей певца, но и танцора и драматического актера, требует чувства юмора, непринужденности и блеска сценического поведения. В истории О. особое значение имеет творчество Ж.Оффенбаха («Орфей в аду», 1858; «Прекрасная Елена», 1864; «Перикола», 1868, и др.). Лирическое начало преобладало в О. Ш.Лекока («Дочь мадам Анго», 1872, и др.), Р.Планкета («Корневильские колокола», 1877). Эти же годы — время расцвета венской О., вершиной к-рой стало творчество И.Штрауса («Летучая мышь», 1874; «Цыганский барон», 1885, и др.). Классиками жанра О. стали также основоположник венской школы Ф.Зуппе («Боккаччо», 1879, и др.), венг. композиторы Ф.Легар («Веселая вдова», 1905; «Граф Люксембург» 1909) и Кальман («Сильва», 1915; «Фиалка Монмартра», 1930, и др.). ОПУС (лат. «труд», «произведение»), обозначение отдельного музыкального произведения, нуме-руемого по порядку его возникновения у композитора (О. №...). ОРАТОРИЯ (итал., от лат. «молельня» «говорю», «молю», а также «красноречие»), крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Зародившись одновременно с оперой и кантатой, О. имеет с ними нек-рое сходство. От оперы отличается большим значением не действия, а рассказа о нем; от кантаты — более крупными масштабами и развитым сюжетом. О. обычно состоит из ряда законченных номеров с преобладающей ролью хора.
 
« Пред.   След. »