ОПЕРА | Печать |
ОПЕРА (итал, «труд», «дело», «сочинение»), вид музыкально-театрального искусства; произведение, основанное на синтезе слова (в О. исполнители-актеры не говорят, а поют), сценического действия и музыки. Это «театр, выраженный музыкой» (Б.Покровский). Возникла на рубеже XVI и XVII вв. Первоначально называвшаяся «драмой на музыке», О. как бы воскрешала жанр др.-греч. трагедии. В ходе исторического развития были разработаны разнообразные оперные формы: сольная ария, ариозо, каватина, ансамбли, хор, а также увертюра и самостоятельные оркестровые эпизоды. Возникли различные типы О.: серьезная (опера-сериа), комическая (опера-буффа), моноопера, камерная О. и т. д. Именно в жанре О, в полной мере раскрылось дарование многих великих композиторов, от К.Монте-верди и Г.Перселла до Дж. Верди, Ж.Бизе, Р.Вагнера, Д.Пуччини. Среди рус. композиторов это — М.Глинка, ДДаргомыжский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, А.Бородин и др. С историей О. теснейшим образом связана история вокального искусства. ОПЕРА-БУФФА (итал. «шутовская опера»), итал. разновидность комической оперы, преимущественно на бытовой сюжет. Воз-никла в Неаполе в 1-й пол. XVIII в. (первая О.-б. — «Служанка-госпожа» Д.Перголези, 1733). Для нее характерны небольшие масштабы, веселая буффонада, подвижность действия, пародийность, яркая живая мелодика, ясность стиля, а также сплошное музыкальное развитие в отличие отфр. комической оперы или нем. зингшпиля, в к-рых музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. ОПЕРА-СЕРИА(итал. «серьезная опера»), сложившийся в кон. XVII—нач. XVIII в. в Италии (в первую очередь в Неаполе) жанр большой оперы возвышенного характера на героико-мифологичес-кие, легендарно-исторические и пасторальные сюжеты. Характерная особенность О.-с. —чередование сольных и ансамблевых музыкальных номеров, воплощающих внутренний мир и взаимоотношения персонажей, и речитативов, служащих развитию фабулы. ОПЕРАТОР (лат. исполнитель, делатель), один из основных создателей фильма. Определяет его изобразительную сторону и осуществляет съемку. О. воплощает на экране наиболее выразительные композиционные, светотональные и колористические решения. Опи-раясь на литературный сценарий и режиссерский замысел фильма, разрабатывает изобразительную трактовку сцен и эпизодов, портретные характристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съемок, утверждает эскизы декораций и костюмов. В хроникальном фильме О. часто выступает как автор. Он не только определяет изобразительное решение картины и про-изводит съемку, но и отбирает соответственно замыслу наиболее существенные, типичные и выразительные явления и факты действительности.
 
« Пред.   След. »