НОКТЮРН (фр. «ночной») | Печать |
НОКТЮРН (фр. «ночной»), распространившееся с нач. XIX в. название пьес, как правило, инструментальных, чаще всего лирического, мечтательного характера. В основе Н. лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему Н. представляет своего рода песню для фортепиано (у Д.Фильда, Ф.Шопена), др. инструментов и ансамблей (у А.Бородина). НОМЕР (лат. «число»), в эстрадном концерте и в цирковом представлении — отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Термин «Н.» возник в кон. XVIII в. при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов. В опере, балете, оратории Н. — самостоятельный, законченный по форме вокальный (ария, ансамбль и т. п.), танцевальный или инструментальный эпизод. НОН ФИНИТО (итал. «незаконченное»), теория незавершенности художественного творчества, сложившаяся в Зап. Европе в 1950—60 гг. Теория Н.ф. основывается на том факте, что многие произведения, по разным причинам оставшиеся в стадии нек-рой незавершенности или дошедшие до нас во фрагментах, производят сильное художественное впечатление. Из этого делается вывод, что всякое художественное произведение само по себе не завершено, и его дополняет восприятие зрителя, к-рое активизируется этой незавершенностью. Художники оставляют произведение не вполне завершенным как намеренно, так и интуитивно. В качестве ярких примеров Н.ф. часто приводят «Бальзака» О.Родена, нек-рые работы Микеланджело. Теория Н.ф. справедливо подчеркивает сотворческий характер художественного восприятия (см. Восприятие художественное); в то же время абсолютизация принципа Н.ф. может превратить творчество автора лишь в повод для проявления сотворчества зрителя (читателя, слушагеля). НОО (Но, Нокагу), вид яп. традиционного театра, сложился в XIV—XV вв. как искусство военной аристократии. Представления Н. включают музыку, танец и драму. Театр Н. формировался как народный, затем профессионализировался. Основоположниками театра считаются Канами Киёцугу (1333-1384) и его сын Дзэами (1363-1443), автор пьес, музыки, танцев и ряда трактатов, где впервые были сформулированы основные принципы этого искусства. В основе представления Н. — текст, к-рый слагается из различных литературно-стилевых частей: ритмической прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значительное место в представлении Н. отведено хору из восьми певцов-мужчин, к-рый активно вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и впечатления, дает оценку происходящему и т. д. Действие включает статические позы, пластическое движение и танец, выражающий драматическую кульминацию. Представления происходят на квадратных сценах из неокрашенного дерева хиноки. Над сценой — крыша, бывшая необходимой до конца прошлого века, поскольку представления происходили на открытом воздухе; теперь сохраняется как театральная традиция и сооружается даже в новых, современных зданиях. Сцена открыта с трех сторон, четвертая — стена-задник, на золотом фоне к-рого изображена зеленая раскидистая стилизованная сосна (символ долголетия и благожелательный привет зрителям). Зрители располагаются перед сценой и слева от нее (прежде на цин ковках-татами; в новых зданиях — в креслах). Под сценой подвешивают специальные горш-ки так, чтобы они не касались земли, т. к. они придают особое звонкое звучание топанью — одному из основных элементов танцевальной техники Н. Актер имеет строгую специализацию (см. амплуа). Характерным элементом театра Н. является маска. Даже когда актер выступает без маски, его лицо, как правило, неподвижно и выглядит словно маска. Большинство масок, а их около двухсот типов, созданы знаменитыми резчиками масок XVI— XVII вв. и хранятся в специальных футлярах. Костюмы по форме напоминают яп. костюмы XV в.: вельмож, воинов, священников, нищих и др. Рисунок и расцветка зависит от характера персонажа. Сверхъестественные персонажи носят фантастические костюмы. Декорации — легкие каркасы из бамбука, не имеющие заметного сходства с реальными предметами, — условно могут обозначать гору, ворота, берег реки, храмовый колокол и т. д. (объясняется это тем, что непрозрачные предметы на маленькой сцене закроют от зрителя часть действия). В XX в. театр Н., как и др. формы восточного искусства, привлекает внимание деятелей европейского театра, стремящихся к обновлению средств театральной выразительности.
 
« Пред.   След. »