НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОРЕАЛИЗМ | Печать |
НЕОКЛАССИЦИЗМ («новый классицизм»), одно из направлений в музыке XX в., представители к-рого стремились к возрождению стилистических черт музыки док-лассического (Возрождение, барокко) и реже — раннеклассического периода. Будучи одним из проявлений антиромантического движения начала XX в., Н противостоял художественным тенденциям, ге-нетически связанным с романтизмом (импрессионизм, экспрессионизм и др.). В той или иной степени отразившись в музыке многих композиторов XX в. (напр. у С.Прокофьева в «Классической симфонии»), наиболее законченное выражение Н. получил в творчестве И.Стравинского, П.Хинде-мита и А. Казеллы. НЕОРЕАЛИЗМ, первое после Второй мировой войны крупное художественное направление в итал. и мировой культуре. Н. родился в среде антифашистского движения Сопротивления как реакция демократической культуры на духовный застой в период правления Муссолини. Н. представлен в литературе, в изобразительном искусстве, но наиболее плодотворно развивался в киноискусстве. Гуманизм нового итал. кино, его национальный характер, органичность народной жизни, социальная обнаженность были обусловлены влиянием социалисти-ческих и коммунистических идей. Эстетические принципы Н. сформулировал Ч.Дзаваттини: максимальное приближение экранного повествования к жизненным реалиям, т. е. отказ от сюжета («выдуманной истории»), и привлечение непрофессиональных актеров. Они были реализованы в фильмах «Одержимость» (режиссер Л.Висконти) и «Дети смотрят на нас» (режиссер В. Де Сика). Напыщенную риторику, помпезность фашистских лент заменил суровый и лаконичный киноязык Н. Стремление достигнуть максимальной естественности скупыми средствами привносило документальную достоверность и свежесть. Впервые зрители увидели подлинное лицо Италии: рабочие окраины, нищие деревни, поселки бездомных. Героем фильма мог стать любой итальянец, «взятый наугад из телефонной книги». Исполнителей находили чаще всего в среде, где происходило действие картины. В ансамбле непрофессиональных исполнителей Н. эстрадная певица А.Маньяни и комик А.Фабрици впервые сыграли трагические роли. В основе фильма, как правило, были факты газетной хроники (напр. кража велосипеда у расклейщика афиш). Диалоги записывались импровизированно, на местных диалектах, а в дикторском тексте давались пояснения. Манифестом Н. стала картина Р.Росселини «Рим — открытый город» (1945). Характерна история создания сценария фильма. Россе-лини задумал документальный фильм о подвиге священника дона Морозини, помогавшего подпольщикам-коммунистам и замученного в застенках гестапо. Сценарий писали Ф.Феллини и коммунист С.Амидеи. Знакомясь с судьбой дона Морозини, они сблизились с католиками-антифашистами, лидерами компартии Италии, к-рые тоже стали соавторами, хотя не все имена представлены в титрах. История священника-патриота превратилась в сюжетный фильм, в к-ром все подлинно (квартира на площади Испании — действительно место явки и т. д.). НЕФ (отлат. «корабль»), вытянутое помещение, часть интерьера храма, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядами колонн или столбов (см. Базилика; Романский стиль; Готика).
 
« Пред.   След. »