НЕКРОПОЛЬ | Печать |
НЕКРОПОЛЬ (греч. «город мертвых»), термин, к-рый используется в современном искусствоведении для обозначения кладбищ, имеющих историко-художествен-ное значение и являющихся памятниками культуры (Н. в Москве — Новодевичье, Донское, Ва-ганьково, Введенские горы; в Петербурге — Александре-Невское, Волково («Литераторские мостки»). НЕМОЕ КИНО, обозначение кинематографа в первые десятилетия его существования, когда фильмы были лишены синхронно записанного звука. Определяющим средством создания художественного образа было изображение. Первоначально — в форме динамического фотоснимка (см. Съемка) реальной действительности в ее единичном фрагменте (см. Кадр). Дальнейшее развитие Н.к. обусловлено открытием возможности свободно сочетать отдельные фрагменты повествования (вымышленного или хроникального), фиксируемые на пленке (см. Монтаж). Становление киновыразительности связано с углублением смыслового и усилением эмоционального воздействия зрительного ряда, с усложнением живописно-пластических и монтажных конструкций, совершенствованием кинодраматургии и приспособлением к «немоте» экрана. Поиски образности противоречиво сочетались с утверждением штампов идеологического и коммерческого кино. В хронике определились полярные (и поныне) направления: пассивная фиксация жизненных реалий (Р.Флаэрти) и активная организация действительности (Дз.Вертов); в игровом кино «экранные грезы» мелодрам («Песнь торжествующей любви», режиссер Е.Бауэр) соседствовали с натурной достоверностью экспрессионизма («Пауки», режиссер Ф.Ланг). Советское революционное кино («Мать», режиссер В.Пудовкин) и фр. «Авангард» («Прогулка в открытом море», режиссер Ж.Гремийон) создали богатую, до тонкостей разработанную систему живописно-пластической киноэкспрессии. Высокая культура монтажа вопло-щена в «интеллектуальном кино» («Октябрь», режиссер С.Эйзенштейн), где кинокадры «конструируют» абстрактные понятия и суждения. Фильм Э. Штрогейма «Алчность» снят на натуре и в подлинных интерьерах. Изображенная картина растления человеческой души (из-за фетишизации денег) стала триумфом натуралистического метода в киноискусстве. Лебединая песня Н.к. — трагедия К.Дрейера «Страсти Жанны д'Арк». Динамичное чередование крупных планов, идеальные внут-рикадровые композиции, выразительные ракурсы, виртуозный монтаж создали символичесую стилистику фильма. К сер. 30-х гг., с развитием звукового кино, совершенная изобразительная культура Великого Немого (как называли кинема-тограф в нач. XX в.) стала достоянием истории.
 
« Пред.   След. »