НАТУРА | Печать |
НАТУРА {лат. «природа»), в искусстве объективно существующая часть реального мира (природа, город, комнаты, предметы быта, овощи, фрукты, цветы, человек, сцены из жизни), к-рую художник наблюдает, изображает и творчески преобразует в своих произведениях. НАТУРА в кино, естественная (природная) или архитектурная среда, к-рая является местом кинематографического действия и объектом киносъемки. НАТУРАЛИЗМ (от лат. «природа»), направление в европейском искусстве, сложившееся в поел. трети XIX в. Натуралисты стремились дальше и более последовательно двигаться по тому пути, на к-рый, с их точки зрения, встали представители реализма (нередко одних и тех же деятелей искусства относят то к Н., то к реализму, и многие зарубежные критики не видят необходимости различать эти понятия). Ориентируясь на физиологию, экспериментальную психологию и др. науки, делавшие в то время впечатляющие успехи, Н. стремился превратить само искусство в своего рода экспериментальное исследование действительности, достичь научной объективности и беспристрастности и показать человека как существо, полностью зависящее от объективных законов. Но в первую очередь не от социально-исторических (как в реализме), а от биологических. В "человеке натуралиста интересует уже не психология (характер), а расовые особенности, се-мейная наследственность и т. д. Н. отказывается от реалистического стремления к типизации, а также от возможности опоэтизировать человеческую жизнь, всегда сохраняющуюся в реалистическом искусстве, как и от нравственно-эстетической оценки действительности. Эти тенденции проявились уже у реалиста Г.Флобера, утверждавшего, что «большое искусство должно быть научным и безличным». «Рисуемая мною картина,— говорил глава и основной теоретик Н. Э.Золя,— простой анализ куска действительности, такой, какова она есть». К натуралистическому направлению в разное время примыкали фр. писатели Г.Мопассан, А.Доде, братья Гонкур. В России в этом направлении работали Д.Мамин-Сибиряк, П.Боборыкин. В изобразительном искусстве влияние Н., более или менее отчетливо выраженное, прослеживается в творчестве Э.Мане, Э.Дега, А.Тулуз-Лотрека, Т.Стейнлейна (Франция), К.Менье (Бельгия), К.Кольвиц (Германия), хотя большинство этих художников нельзя назвать натуралистами в полном смысле слова. Параллельно с Н., развивавшимся гл. обр. на фр. почве, существовал его итал. вариант — веризм (от итал. «истинный», «правдивый»); веризм известен как явление в первую очередь оперного искусства, но проявился и в литературе, театре, изобразительном искусстве. Характерен интерес нек-рых из упомянутых выше художников (Дега, Золя) к возможностям нового для того времени искусства фотографии (см. Фотография художественная). Положительной стороной Н. можно считать введение в искусство новых сюжетов и предметов изображения: как для врача нет «непригодных болезней», так и для художника не может быть непригодной, слишком низкой тематики. Жизнь низов, социальных организмов (рынок, шахта, публичный дом) — все требует объективного исследования. Это обогащало и реалистическое искусство в традиционном смысле. С др. стороны, самим фактом своего существования Н. способствовал усилению направлений противоположной ориентации, в частности символизма мистической окраски.
 
« Пред.   След. »