Набросок как учебное задание | Печать |
В системе обучения изобразительному искусству важно четко определить место краткосрочных живописных заданий - набросков, выявить их роль в формировании и развитии у будущих художников колористического видения натуры. Живописный набросок фигуры человека наиболее важен для обучения. Краткосрочность как методический принцип в изобразительной практике имеет явные преимущества и определенные недостатки. К преимуществам относятся: значительная активизация процесса восприятия и репродукции, что вызвано лимитом времени; высокая степень отбора, отказа от всего лишнего, сведение множества цветовых оттенков к доминантным, главным колористическим отношениям; формирование способности малыми, простыми пластическими средствами добиваться большой выразительности; острота композиционного видения; умение работать в напряженном режиме, что в дальнейшем придает живописной технике кажущуюся легкость. Следует упомянуть и о недостатках. Излишне однобокое увлечение краткосрочной живописью ведет часто (особенно при отсутствии у учащегося значительной художественной базы) к упрощенному отражению материального мира, богатства красочных отношений, к выхолащиванию формы, сведению всех внутренних взаимосвязей в натуре (в том числе и колористических) к колористически не увязанным между собой цветам, формальным схемам. В таком случае все реже и реже обращаются к натуре как к источнику творческого процесса, начинают тиражировать однажды получившийся эффектный прием. Происходит уничтожение живого непосредственного чувства да и мысли, так как они сопровождают друг друга. Перед рассмотрением возможных подходов к выполнению наброска фигуры человека нужно остановиться на общих принципах и особенностях, определяющих характер живописной практики. Сначала следует отметить необходимость композиционного решения пусть даже самого незначительного на первый взгляд наброска, что позволяет сразу вести живописную работу сознательно и внутренне собранно. Во многом определяющим этапом в работе над наброском следует считать подготовку материалов, выбор не только сорта бумаги, но и формата листа. Вся собственно работа над наброском продолжается ограниченное время, поэтому точный выбор формата листа во многом определяет успех или неудачу. Движения позирующих и тем более не позирующих могут быть различны. Следовательно, лист бумаги в каждом конкретном случае следует выбирать соответственно данной позе. Полезно кроме белой бумаги иметь сероватую, бежевую. Можно более точно подобрать цветовые оттенки, что позволяет еще меньше времени тратить на решение фона. Наброски выполняются акварелью, возможно использование темперы или гуаши. В ряде случаев интересные результаты дает пастель (техника «по-мокрому»).
 
« Пред.   След. »