НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, одежда | Печать |
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, одежда, создаваемая трудовым народом и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма, в традиционной национальной культуре. Н.к. корнями связан с глубокой древностью, ему свойственна стабильность системы функциональных и эстетических принципов, создаваемых коллективным творчеством многих поко-дений. Хранителями традиций национальной одежды чаще всего являются крестьяне, живущие в непосредственной близости к род-ной природе, сохраняющие многие старинные обычаи. В странах Европы Н.к. был распространен вплоть до кон. XIX—нач. XX вв., а во многих странах Азии, Африки и Америки сохраняется в быту и поныне. Н.к. является важным фактором формирования памяти исторической и культурной (см. Русский народный костюм). Н.к. обладает своим идейно-образным содержанием, обусловленным многообразием функций одежды, мировоззрением и мировосприятием народа. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, вид народного искусства, уходящий корнями в древнейшие ритуальные пляски, народные празднества, свадебные и др. обряды и т. п. Древнейшие формы Н.т. были неотделимы от музыки, пения, элементов поэтического творчества. Постепенно Н.т. отдалялся от ритуала, возникали новые его формы, связанные с различными трудовыми процес-сами, новыми общественными отношениями. Передаваясь из поколения в поколение, переходя из одной местности в др., Н.т, несколько менялся, воспринимая новые краски; вырабатывалась своеобразная, порой виртуозная техника, необходимая для его исполнения, он отчасти профессионализировался. Хореография Н.т., его пластика, присущее ему музыкальное сопровождение хранят яркие национальные черты и дают богатую пищу для творческой фантазии хореографов. С XIX в. элементы Н.т. стали включать в профессиональные балетные спектакли, причем их национальные черты несколько нивелировались, подчиняясь вненациональным нормам классического танца (см.). В XX в. изучение и освоение хореографического фольклора питало творчество крупнейших балетмейстеров-новаторов М.Фокина, К.Голейзов-ского и др. С др. стороны, возникли профессиональные ансамбли Н.т., в к-рых сценическая обработка этих танцев подчинялась задаче "сохранения и яркой демонстрации их национального своеобразия. Выдающееся место среди таких ансамблей занимает Ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, созданный в 1937 г. НАРЫШКИНСКОЕ, или МОСКОВСКОЕ БАРОККО, стилевое направление в рус. архитектуре XVII-XVIII вв. Название происходит от фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях строились нарядные многоярусные церкви из кирпича с пышным белокаменным декором. К стилю Н.Б. относят и светские постройки, напр. Сухаревскую башню в Москве. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, петроглифы, изображения, вы-полненные древним человеком на скалах и стенах пещер в местах его поселений в Европе, Африке, Сев. Америке, Сибири и пр. в период позднего палеолита (ок. 40—30 тыс. — 10—8 тыс. до н. э.). Изображения имеют свои художественные и технические особенности: существуют Н.и., нанесенные краской, выполненные «гравировкой», высеченные рельефом. Древние художники изображали сцены охоты на животных, отдельные предметы. Изображения, по-видимому, имели ритуально-магический смысл, что не умаляет их художественных достоинств, главные из к-рых: выразительность, убедительная характеристика повадок животного, особенностей его облика и движений. Нек-рые Н.и. представляют впечатляющие композиции. Подлинный «музей» обнаружил фр. ученый Анри Лот в 1956-57 гг. в пустыне Сахара на склонах Тассилин-Анжера. Мастерски исполненные изображения повествуют об охоте на слонов, жирафов. Динамичные живые композиции сохранились на стенах пещеры Ласко во Франции. Объемные изображения мамонтов, северных оленей, бизонов, кабанов в движении, в характерных позах, сохранились в росписях пещер Альтамира (Испания), Фон-де-Гом, Монтиньяк, Комбарелль, Нио (Франция), Каповая (Россия) идр. Позже в Н.и. появляются фигуры людей, участвующих в охоте или военных действиях.
 
« Пред.   След. »