НАБРОСОК, НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ | Печать |
НАБРОСОК, в изобразительном искусстве произведение небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений. Н. может исполняться не с натуры, а по памяти или по воображению как черновой вариант будущего законченного произведения. Чаще всего Н. — это быстрая зарисовка, но возможен и живописный и скульптурный Н. НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, содержательная и стилистическая общность творчества ряда художников, сохраняю-щаяся в течение определенного исторического периода. В искусствоведении термин «Н.х.» чаще всего применяется к нескольким этапам развития европейского и рус. искусства XVII-XX вв.: классицизм, сентиментализм романтизм, реализм, натурализм, символизм Каждое из этих Н. охватывает все или многие виды искусства; одновременно внутри этих Н. или па-раллельно им складываются более узкие Н. Напр.: передвижничество в рус. живописи (см. Передвижники), постимпрессионизм, связанный в истории искусства с именами лишь нескольких крупных фр. мастеров, и многие др. Течения и объединения художников, к-рые возникают в XX в., становятся столь многочисленными и недолговечными, что специалистам все труднее квалифицировать их как определившиеся и реализовавшие себя Н.х. Каждое крупное Н.х. вырабатывало свои принципы, противопоставляя себя предшествующей эпохе в искусстве, выступало как реакция на односторонность или исчерпанность ее возможностей. Так, классицизм противопоставляет себя барокко; сентиментализм, романтизм, реализм — классицизму; в свою очередь, реализм — романтизму, а символизм, отвергая натурализм и реализм, в новой форме возрождает романтизм. Н.х. обычно имеют своих идеологов, произведения к-рых служат теоретическим обоснованием и программой данного Н. Такое значение, для классицизма напр., имело «Поэтическое искусство» Н.Буало, для романтизма — ряд произведений немецких писателей нач. XIX в., для символизма — «Манифест символизма» Ж.Море-аса и т. п. Каждое Н.х. тяготеет к определенному типу мировоззрения; у классицистов, напр., оно носит рационально-философский ха-рактер, у реалистов и натуралистов — научный, у многих романтиков и символистов — мистический. Главное, что характеризует Н.х. как явление искусства,— это свойственный ему пафос, господствующая «гамма чувств», эмоционально-эстетическая оценка бытия, к-рая роднит между собой представителей данного Н.х., работающих в разных видах искусства, и в то же время отличает их от других Н.х. Пафос классицизма, напр., определяет глубинное сходство архитектуры Версаля, живописи Н.Пуссена, театра П.Корне-ля и Ж.Расина, опер Ж.Люлли. Пафос романтизма сближает музыку Г.Берлиоза и живопись Э.Делакруа, пафос символизма — творчество А.Скрябина, М.Врубеля и А. Блока и т. д. Пафос каждого Н.х. определяет предпочтительную для него тематику, круг сюжетов, особенности стиля, излюбленные жанры, художественные приемы и материалы. Такой прием, как, напр., аллегория, широко распространен в классицизме, но немыслим в реалистическом произведении; пастель применялась в изобразительном искусстве задолго до эпохи сентиментализма, но свои специфические выразительные возможности раскрыла в рамках именно этого Н.х., жанр мелодрамы — тоже порождение сен-тиментализма и т. п. Не все виды искусства одинаково благоприятствуют тому, чтобы в них реализовался пафос того или другого Н.х. Так, классицизм наиболее полно реализует себя в архитектуре и театре, романтизм — в музыке, реализм — в художественной прозе, символизм — в поэзии (при небывалом прежде внимании к ее музыкальной стороне). Сформировавшись и осознав себя, то или иное Н.х. получает имя, раскрывает с возможной полнотой определенную грань искусства, художественного освоения мира человеком и приобретает склонность абсолютизировать значение этой грани. Так с т. зр. идеологов реализма все истинное искусство оказывается реалистическим, поскольку в нем всегда можно обнаружить «правду жизни», то или иное сходство с внехудоже-ственной реальностью (по способу изображения, по психологии действующих лиц, по отображенным в произведении историческим фактам, социальным проблемам, бытовым подробностям и т. д.). Символисты, напротив, утверждают, что искусство в принципе символично, потому что не просто изображает реальность, а показывает нечто большее и невыразимое, что стоит за каждым явлением; знаменитый пианист В.Горовиц уже в наши дни говорил, что настоящая музыка во все времена романтична, и т. п. Одни и те же художники разных времен с т. зр. представителей разных Н.х. оказываются то реалистами, то символистами, то романтиками. Это свидетельствует, что всякое Н.х. действительно раскрывает одну из важных граней «искусства вообще», искусства как такового, хотя и не исчерпывает его собою. Характерно, что творчество величайших художников не вполне умещается в рамки какого бы то ни было Н.х. или стиля. Так, попытка представить Моцарта как представителя современного ему стиля рококо затронула бы лишь самый поверхностный слой его творчества. И.В.Гете, Л.Бетховен, А.Пушкин создавали романтические произведения в начале своего пути, а их зрелое творчество невозможно однозначно связатьс к.-л. Н.х. и т. д. После того как данное Н.х. теряет свои ведущие позиции в искусстве, оно не становится лишь фактом истории, а сохраняется в художественной практике как один из видов пафоса. Поэтому и в наше время творчество того или иного художника может развиваться в русле реализма, нести романтическую интонацию и т. д. Так же как, с др. стороны, мы можем видеть более или менее определенные проявления того или иного пафоса в творчестве художников, живших задолго до того, как сложилось и получило наименование соответствующее Н.х.
 
« Пред.   След. »