МУЗЫКА, вид искусства. | Печать |
МУЗЫКА, вид искусства, в к-ром средством воплощения художественных образов является организованный звук. За редким исключением М., в отличие от других искусств, не воспроизводит конкретные явления внешнего мира, но обладает огромной выразительностью и силой воздействия, способностью передавать духовную и душевную жизнь человека и создавать обобщенные, не передаваемые словами «картины» бытия. Первичные формы М. были неотделимы от поэтической импровизации, танца, а сочинение М. — от ее исполнения. Дифференциация этих видов искусства произошла позднее. Уже в глубокой древности (Пифагор, Платон) было замечено, что музыкальные впечатления формируют психологический облик человека, характер, идеалы, и это воздействие можетбыть как благотворным, так и разрушительным. Поэтому музыкальное воспитание является одной из важных педагогических задач. Разнообразие музыкальных явлений может быть расклассифицировано на различных основаниях. Напр.: М. духовная (религиозная) и светская; народная и профессиональная; «классическая» и современная; «серьезная» и «легкая»; вокальная, инструментальная и симфоническая и т. д. МУЗЫКА В ФИЛЬМЕ, одно из художественных средств создания экранного образа. Назначение М.в ф. определяет авторский замысел. Целостную систему киноизобра-жения и музыкальной фонограммы осуществили композитор С.Прокофьев и режиссер С.Эйзенштейн («Александр Невский», «Иван Грозный»). Философская музыкальная трагедия воплощена композитором Д. Шостаковичем и режиссером Г Козинцевым («Гамлет», «КорольЛир»). Сложные музыкальные построения использовали композитор Н.Рота и режиссер Ф.Феллини («Сладкая жизнь» и др.). М.в ф. документирует время, через мелодии и ритмы воссоздает исторический фон («Время, вперед!», композитор Г.Свиридов, режиссер М.Швейцер). Режиссер Л.Висконти понимал М.в ф. как обязательный элемент экранного языка. Обширные цитаты из Седьмой симфонии А.Брукнера включены в фильм «Чувство». Фрагменты Третьей и Пятой симфоний Г.Малера создают настроение в картине «Смерть в Венеции». Художественные композиции, где музыка становится важнейшим компонентом воплощения авторского замысла, применяли Л.Бунюэль («Виридиана»), А.Тарковский («Солярис») и др. Различают внутрикадровую (см. Кадр) и закадровую М.в ф. Наиболее популярная внутрикадровая М.в ф. — песня. Сразу же с экрана становились популярными мелодии И.Дунаевского («Веселые ребята» Г.Александрова, «Кубанские казаки» И.Пырьева), А.Петрова («Я шагаю по Москве», режиссер Г.Данелия), М.Таривердиева («Ирония судьбы, или С легким паром», режиссер Э.Рязанов), Н.Роты («Ромео и Джульетта», режиссер Ф.Дзеффирелли, премия «Оскар»), Закадровая М.в ф. сообщает эмоциональную окраску всему произведению. Совершенное проникновение в режиссерский замысел достигнуто в музыкальных композициях Э.Артемьева («Сталкер», режиссер А.Тарковский), А.Шнитке («Восхождение», режиссер Л.Шепитько) идр. МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, особый вид художественной деятельности, умение воссоздавать музы-кальное произведение, превращая «мертвые» графические знаки в музыку. До нач. XIX в. М-И.и. было тесно связано с композиторским творчеством: как правило, композиторы были сами исполнителями своих сочинений. Активизация концертной деятельности, изменение способов бытования музыкального произведения выдвигает в 20—30-х гг. XIX в. новую фигуру музыканта-интерпретатора, исполнителя произведений др. композиторов (одними из первых были К.Шуман, X. фон Бюлов и др.). Параллельно существует традиция авторского исполнительства (яркий пример — композитор и пианист Ф.Шопен, композитор, скрипач и гитарист Н.Паганини, певец-композитор А.Варламов, композитор-пианист А.Скрябин). Великими интерпретаторами произведений др. авторов, как и собственных, были композиторы, пианисты и дирижеры Ф.Лист, А.Рубинштейн, С.Рахманинов, композитор-пианист Н.Метнер, композитор и дирижер Г.Малер. Иногда прочтение музыкального произведения исполнителем оказывается убедительнее авторского (так, дирижер А.Никиш «реабилитировал» Пятую симфонию Чайковского после неудачной авторской премьеры). Среди интерпретаторов выделяются музыканты, посвящающие себя творениям одного композитора или одной эпохи: клавесинистка В.Ландовс-ка, исполнявшая старинную музыку, пианист Й.Гофман, неподражаемый интерпретатор Шопена, А.Каменский, открывавший слушателям современные фортепианные сочинения, пианистка М.Лонг, посвятившая свое искусство фр. музыке. Заслугой нек-рых исполнителей стало утверждение своих инструментов на эстраде как инструментов сольных: виолончелисты А.Серве, Б.Ромберг, К.Давыдов, П.Казальс, ГПятигорский, М.Ростропович, трубачи М.Табаков и Т.Докшицер, исполнитель на балалайке В.Андреев, гитарист А.Сеговия, арфистки В.Дулова и К.Эрдели и др. Особое место среди исполнителей XX в. заняли В.Софроницкий и М.Юдина как благодаря пианистическому мастерству и артистической самобытности, так и значительности творческих устремлений и открытий. Особой глубиной, гармоничностью отмечено искусство пианистов К.Игумнова, А.Корто, Д.Липатти, А.Шнабеля, Арт. Ру-бинштейна, Л.Оборина, С. Рихтера, Э.Гилельса, А.Бенедетти Ми-келанджели, Г.Соколова, скрипачей П.Сарасате, Ф.Крейслера, 3. Франческатти, Я.Хейфеца, И. Менухина, Д.Ойстраха, Л.Когана, пианистов В.Горовица, Г.Гинзбурга и Я. Флиера. Поисками новых путей фортепианного исполнительства отмечена деятельность Г.Гульда. (См. Вокальное искусство, Дирижерское искусство). МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, экранное произведение, в к-ром музыка определяет содержание и изобразительно-выразительные средства. Основные жанры: муз. комедия, фильм-ревю, мюзикл, оперетта, опера, балет. Первые экранизации оперных спектаклей относятся к эпохе немого кино: «Мазепа» П.Чайковского, режиссер В.Гончаров, «Лоэн-грин» Р.Вагнера, режиссер О.Мес-тер. Но становление жанра связано с рубежом 70—80-х гг., когда были созданы первые оперные экранные произведения: «Волшебная флейта» В.-А-Моцарта. режиссер И.Бергман; «Травиата» Дж.Верди, режиссер Ф.Дзеффирелли; «Кармен» Ж.Бизе, режиссер Ф.Рози; «Норма» В.Беллини, режиссер П.Журдан, и др. В них участвовали П.Доминго, М.Каба-лье, Дж. Раймонди, Т Берганса и др. ведущие певцы. Широкое распространение фильмы-оперы имели в СССР («Борис Годунов», «Хованщина» М.Мусоргского, режиссер В.Строева, и др.). История фильма-балета началась в России («Копелия» Л.Делиба, с участием Е.Гельцер, 1913), но расцвет жанра связан с Францией («Умирающий лебедь», режиссеры Ж.Бенуа-Леви, М.Эп-штейн, балетмейстер С.Лифарь, с участием И. Шовире, 1937, и др.). В СССР специфика фильма-балета была освоена к 80-м гг. («Анна Каренина» Р.Щедрина, режиссер М.Пилихина. сучастием М. Пли-сецкой и М.Лиепы; «Жизель» А.Адана, режиссер В.Граве, с участием Н.Бессмертновой и М.Лавровского). Кинематограф США блестяще реализовал фильм-ревю (фр. обозрение) — сочетание балета, оперетты, театров-кабаре и варьете, фигурного катания и плавания. Создатель киножанра — хореограф Б.Беркли. В ленте «42-я улица» танцовщицы образовали на сцене три кольца, съемка с верхней точки создала эффект гигантского цветка, играющего лепестками. Режиссер Р.дель Рут выпустил «Бродвейские мелодии», балетмейстер Дж.Баланчини поставил танцы и ревю Д.Маршалла «Голд-винфоллиз». Под влиянием творчества композитора Дж.Гершвина оформляется специфически амер. жанр мюзикла — представление, составленное из диалогов, музыки, пения, хореографии, со сквозной пластической драматургией: «Американец в Париже» (хореограф Дж.Келли, режиссер В.Миннелли, премия «Оскар», и др.). Характерно обращение к классическим сюжетам («Звуки музыки», режиссер Р.Уайз, композитор Р.Роджерс, премия «Оскар» и др.). Эволюция мюзикла трансформировала жанр в рок-оперу («Иисус Христос — суперзвезда», композитор Э.Уэб-бер, режиссер Н.Джуисон). (См. также Звуковое кино; Кинокомедия; Экранизация.)
 
« Пред.   След. »