МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С.ПУШКИНА | Печать |
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С.ПУШКИНА в Москве, одно из крупнейших в мире собраний произведений мирового изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Коллекции составляют более 0,5 млн экспонатов. Основатель — проф. Московского университета И.Цветаев. Здание музея построено по проекту арх. Р.Клейна. Торжественное открытие состоялось в 1912 г. Первыми экспонатами явились произведения древнеегипетского искусства, а также слепки со скульптурных произведений классических эпох, с фрагментов архитектурных сооружений. Первоначально музей ставил перед собой задачи прежде всего учебно-просветительского характера и рассматривался как учебно-вспомогательное собрание при Московском университете. После 1917 г. характер музея изменился благодаря поступлениям из Эрмитажа, Третьяковской галереи, частных собраний, присоединению в 1948 г. коллекций бывшего Музея нового западного искусства. Огромную ценность представляют собрания др-египетского искусства, подлинные греч. и рим. памятники, поступавшие в результате систематических археологических раскопок в Крыму и Сев. Причерноморье. Гордость МИИ — картинная галерея, в к-рой представлены произведения С.Ботти-челли, П.Веронезе, Х.Рембрандта, Г.Терборха, П.Рубенса. Уникальна коллекция картин фр. мастеров XVIII-XIX и нач. XX вв. МИИ хранит и экспонирует более 150 тыс. рисунков и гравюр западноевропейских, американских, восточных художников, а также большую коллекцию рисунков и гравюр художников России и бывших республик Советского Союза. При МИИ открыт Музей частных коллекций, в к-ром хранятся и экспонируются подаренные ему художественные собрания. МУЗЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, разновидность музеев, в к-рых собираются и экспонируются произведения изобразительного и деко-ративно-прикладного искусства. М.х. осуществляет комплектование, хранение, демонстрацию, изучение, реставрацию картин, скульптур, рисунков, гравюр, художественных тканей ковров, гобеленов, керамики и т. д. Систематическое коллекционирование произведений искусства началось в эпоху Возрождения. Самое знаменитое собраниеXVB. — коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи, составленная из произведений античных и итал. художников. Первым государственным музеем стал Британский М. в Лондоне. Однако решающий толчок в развитии и демократизации музейного дела дала Великая французская революция 1789—94 гг. В1791 г. декретом Национального собрания королевские художественные собрания в Лувре объявлялись достоянием государства. Вскоре и в др. странах Европы были основаны национальные М. и галереи (в Мадриде, Лондоне, Будапеште, Праге, Стокгольме, Мюнхене и др.). В ряде городов открываются «залы искусства» (напр. кунстхалле в Гамбурге) и городские художественные собрания (в Лейпциге, Аугсбурге). В течение XIX в. создаются специализированные М.х. В нек-рых из них собраны богатые коллекции предметов декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел (М. Виктории и Альберта в Лондоне, основан в 1852 г.; М. художественных ремесел в Берлине, 1867; М. декоративных искусств в Париже, 1863). ВXXв. Появляются М. современного искусства (Париж, 1937). Создаются М. национального искусства (М. Гиме в Париже, где собраны художественные сокровища Индии и стран Вост. Азии) или М., посвященные одному художественному направлению (М. импрессионизма в Париже, открыт в 1947 г.). В XIX—XX вв. открылись крупные М.х. в ряде стран Востока. Крупнейшие М.х. обычно включают экспозиционные залы, запасники для хранения фондов, выставочные залы, реставрационные мастерские, библиотеки с читальным залом, лектории, фототеки и др. специальные службы. Крупнейшими и наиболее известными М.х. в мире являются Британский музей в Англии, Лувр во Франции, Уффици в Италии, Пра-до в Испании, Дрезденская галерея в Германии, Метрополитен-М. в США; в России — Эрмитаж и Государственный М. изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также Русский М. в Петербурге и Третьяковская галерея в Москве. МУЗЫ, ИЛИ МУСЫ (греч. «мыслящие»), в греческой мифологии богини-покровительницы искусств и наук, дочери верховного бога Зевса и богини памяти Мнемози-ны. Каждая из девяти М. «ведает» определенной областью творчества. Эрато покровительствует ли-рической поэзии, ее атрибут — лира. Эвтерпа сопровождает лирическую песнь звуками своей флейты. Каллиопа — муза эпической поэзии и знания, изображалась с дощечкой и резцом. Свиток и палочка для письма — атрибуты музы истории Клио, «дарующей славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Терпсихора — муза танца и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Мельпомена — муза трагедии, Талия — комедии; атрибут первой — трагическая маска, второй — комическая. Полигимния — муза гимнической поэзии, изображается со свитком в руке. Урания покровительствует астрономии, ее атрибуты — небесный свод и циркуль. М. выступают под предводительством бога Аполлона, одно из имен к-рого — Мусагет, «Предводитель Муз». М. помогают музыкантам, певцам, вдохновляют на творчество, придают убедительность и силу воздействия их творениям. По одной из легенд, величайший из певцов Орфей, искусство к-рого обладало магической властью над людьми, природой и самими богами, был сыном одной из М. — Каллиопы. Считалось, что вдохновенный рапсод, поэт-певец — это человек, к-рый «схвачен музами» и творит под их воздействием, забывая о себе в священном исступлении. Приступая к сочинительству, певцы обращались к М., словно просили, чтобы сама М. говорила и пела их устами. Такими призывами начинаются, напр., обе поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея». В греч. искусстве М. часто изображались участвующими в том или ином мифологическом событии, на мозаиках в пиршественных за-лах, в оформлении театров; изображение их атрибутов помещалось на саркофагах и т. д. Образ музы — покровительницы художников продолжает жить в искусстве Возрождения (фреска Рафаэля «Парнас» и др.) и Нового времени. О.Кипренский на заднем плане знаменитого портрета А.Пушкина изображает статуэтку музы с лирой; известна картина художника-примитивиста А.Руссо «Поэт и его муза»; образ М. постоянно возникает в стихах западноевропейских и русских поэтов и т. д. Но если в древности М. танца или М. поэзии — это конкретное существо высшего порядка, то для людей Нового времени это скорее аллегория. Зато появляется представление о М. — вдохновительнице отдельного живописца, музыканта, поэта (Ф. Шопена, А. Мюссе и т. д.). Иногда под этим подразумевается своеобразие творчества того или иного художника: присущий ему стиль, круг сюжетов и, главное, основной пафос его произведений. В переносном смысле М. того или иного художника часто называют реальную женщину, к-рая играет в его жизни особую роль, пробуждает творческое вдохновение.
 
« Пред.   След. »