МОНУМЕНТ | Печать |
МОНУМЕНТ (от лат. «напоминаю») , в изобразительном искусстве — скульптурный памятник значительных размеров в честь исторического события, выдающейся личности и т. п. Нередко М. сооружается в виде большого архитектурно-скульптурного ансамбля; М. может иметь символический характер: обелиск, «Вечный огонь» и т. п. (см. Символ). МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, искусство, рассчитанное на массовое восприятие и, в отличие от станкового искусства, приобретающее окончательную образную завершенность в соответствующем ансамбле — архитектурном или природном. Произведения М.и., за редким исключением, находятся не в музеях, а являются органической частью архитектуры, способствуя выражению назначения здания, основной идеи его существования. М.и. является, напр., неотъемлемой частью, храмового зодчества, т. к. оно помогает выразить духовно-содержательную сущность данной религии. К области М.и. относятся скульптурные монументы, памятники историческим событиям и лицам, панно, мозаики, фрески и т. д. Иногда их называют произведениями монументально-декоративного искусства, поскольку они служат одновременно и выражению смысла ансамбля, и усилению его эстетической выразительности. Периоды расцвета М.и. относятся к крупным художественным эпохам (Др. Египта, Др. Греции и Др. Рима, средневековья, Возрождения, барокко, классицизма, модерна), когда создавались особые, обусловленные идейными и художественными установками принципы сочетания произведений М.и. с архитектурой, пространством города, природы, Вселенной. К произведениям М.и. относятся самые древние памятники человеческой цивилизации (дольмены, менгиры, кромлехи, на-скальные изображения). МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, характеристика художественно-образных особенностей произведения любого вида искусства, к-рым присуще величие (не обязательно связанное с большими размерами), обобщенность форм и символическое значение. М. присуща, напр., произведениям декоративно-прикладного искусства Др. Египта, др.-рус. иконам. В то же время произведения, формально относящиеся к монументальному искусству, могут не обладать качеством М. (напр. многие памятники революционерам и историческим деятелям прошлого, поставленные в 1918—19 гг. в соответствии с т. наз. «ленинским планом монументальной пропаганды», не обладали М.). Обычно в эпохи больших художественных стилей, когда язык пластической выразительности во всех видах искусства имеет общие черты, обусловленные эстетическим идеалом данного времени, когда приоритетное место в культуре занимает архитектура, М. оказывается качеством, присущим всем видам ис-кусства. В то же время известны художественные стили, в к-рых господствующим качеством в архитектуре является не мону-ментальность, а декоративность форм, напр. рококо. В такие периоды М. не свойственна даже монументальному искусству. МОРАЛИТЕ (от лат. «нравственный»), ср.-век. религиозно-назидательное представление (в стихах) о главном законе жизни человека, к-рый проявляется через ее итог. Развивается во Франции и Англии XV в. В основе М. два типа пьес: «аллегорические» и «истории». В первом — кроме одного или двух главных персонажей, аллегорические фигуры нравственных свойств героя, его добродетели и пороки (напр. М. «О разумном и неразумном», где праведник — «разумный», попадал в рай, а грешник — «неразумный» — в ад). В «историях» — темы семейной и общественной жизни, напр. бессердечие, распущенность и т. д. Театр символов и аллегорий, использующий жанр М., возродился в XX в. Режиссер М.Рейнхардт поставил в 1920 г. М. «Каждый человек»: в грандиозном представлении участвовал город Зальцбург — его жители, колокола и кафедральный орган, эхо узеньких улиц. Современники писали, что спектакль в разрушенной войной стране «обогатил бедную Австрию красотой». Он положил начало знаменитому Зальц-бургскому фестивалю.
 
« Пред.   След. »