МОДУЛЯЦИЯ | Печать |
МОДУЛЯЦИЯ (лат. «соблюдение меры», итал. «переливы голоса»), переход из одной тональности в др. в пределах одного и того же музыкального произведения. МОЗАИКА, разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ — смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей поверх обожженной глины и пр. Изображение составляется из кусочков таких материалов, хорошо пригнанных друг к другу, укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу т. наз. прямого набора М. исполняется с лицевой стороны — на предназначенном ей месте (стена, своди пр.) или на отдельной плите, к-рая затем вделывается в стену. При обратном наборе цветные кусочки видны художнику лишь с оборота, т. к. наклеиваются лицевой поверхностью на временную тонкую подкладку (удаляемую вслед за переносом М. на стену). Первый из этих способов сравнительно сложен и трудоемок, но более совершенен с художественной стороны. Наборная М. выполняется из заранее приготовленных мелких кусочков, к-рые соответствуют очертаниям рисунка лишь в массе; в пластинчатой или штучной М. мозаичные элементы значительно крупнее и вырезаются в соответствии с изобразительными контурами. Т. наз. флорентийская М. состоит из плиток цветных камней. По методу М. выполняются и произведения прикладного искусства. М. называют также сами произведения монументальной живописи (или прикладного искусства), исполненные мозаичной техникой.
 
« Пред.   След. »