МОДЕРН | Печать |
МОДЕРН (от фр. «современный», то же — «ар нуво», «югенд-стиль»), направление в европейском и амер. искусстве кон. XIX — нач. XX в., к-рое современные искусствоведы склонны рассматривать как художественный стиль. Основание для этого — приоритетное значение архитектуры в формировании стилистических особенностей др. видов искусства, а также создание, средствами различных искусств, утонченного эстетического идеала, почти сливающегося с природой в ритме растительных форм и в то же время прекрасно сочетающегося с продуктами машинного производства, с гигантской архитектурой, возникающей как результат технических изобретений инженерной мысли, внедрения новых материалов. Представители М. использовали новые конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы к-рых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (X. ван дер Велде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Макинтош в Шотландии, Ф.Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство М. отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованные растительные узоры. Рус. вариант М. представлен во многих городах России, и всюду он имеетчерты, характеризующие национальные и сословные особенности конкретной местности (М. в Томске отличен от М. в Самаре, а тем более в Москве). М. возрождает стилевое единство наружного облика и внутреннего убранства здания. Резко возрастает значение «внутренней архитектуры», что выражается в стремлении проектировать сооружение как бы изнутри, со специальным вниманием к проблемам интерьера. Помещения становятся более просторными, их композиции утрачивают замкнутость, они как бы перетекают одно в другое. Понятие «уют» вытесняется понятием «комфорт». На смену мебели, обильно украшенной резьбой, бахромой, складками и т. п., приходит мебель, отмеченная определенной стандартностью и выдающая стремление проектировщика обыграть фактурно-цветовую выразительность ткани и дерева. Во имя живописности архитектурного пространства порой приносятся в жертву особенности самого материала (струящиеся, перетекающие друг в друга формы каменной лестницы в построенном Шехтелем особняке Рябушинско-го в Москве), большое значение придается цвету; предпочитается гамма приглушенная, неопределенная и изысканная. Проблема синтеза — одна из самых важных для М. Вестибюли доходных домов, гостиниц, особняков украшают витражами, интерьеры — живописными, а фасады — майоликовыми или мозаичными панно (см. Майолика; Мозаика), рельефами (гости-ница «Метрополь» в Москве, здание МХАТаидр.). Национально-романтическое направление М. стремится представить опоэтизированный мир старины: бытуют обновленные и стилизованные в сказочно-былинном духе формы рус. народного и допетровского искусства (дом Перцова в Москве, на Пречистенской набережной, построенный по проекту С.Малютина). М. развивался, с одной стороны, по пути рационализации (дом Северного страхового общества в Москве, архитекторы И.Рерберг и В.Олтаржевс-кий; промышленные сооружения В.Веснина); с др. — по пути ретроспективы, воспроизведения того или иного исторического стиля (жилые дома в стиле классицизма архитектора И.Фомина; церкви в духе др.-рус. архитектуры А.Щусева). М. в России явился школой и базой для формирования конструктивизма (см.), атакже неоклассицизма 1930—40-х гг.
 
« Пред.   След. »