МИФОЛОГИЯ | Печать |
МИФОЛОГИЯ (от греч. «предание» и «слово», «знание»), совокупность преданий, выражающих мироощущение и миропонима-ние людей древности. М. — целостная «картина мира», повествующая о том, как из некоего первоначального нерасчлененного состояния возник упорядоченный космос; одеяниях богов и героев, ставших причиной нынешнего состояния мира. Из М. впоследствии выделяются религия, философия, история, естествознание, искусство. С одной стороны, М. принадлежит давно прошедшей эпохе человеческой цивилизации. С др. — определенные стороны свойственного ей мироощущения присущи и современному человеку и, в частности, играют незаменимую роль в искусстве. Мифологическая картина мира далека от причинно-следственных объяснений научного типа: ей свойственна прозрачность границ между разными явлениями жизни. Человек здесь не вполне отделен от природы, а разные явления природы свободно перетекают, превращаются друг в друга. Образ или имя связаны с самим предметом или человеком, его носящим. Живое не противопоставлено неживому: вся природа одушевлена, обладает волей, стремлениями и готова персонифицироваться, предстать в образах человекоподобных существ, с к-рыми можно вступить в общение. Все это рождает впечатляющие образы М. — первые художественные символы и создает основу для развития метафорического языка искусства (см. Метафора). Так, в М. Вселенная может быть представлена в виде мирового дерева, болезни и беды — как враждебные человеку чудовища и т. д. искусство, выражает свое содержание в многозначных, эмоционально насыщенных образах, к-рые не могут быть без потерь переведены на рациональный язык понятий. Поэтому тематика мифов питает мировое искусство, и не только в относительно близкий к мифологическому период появления героического эпоса, храмовой скульптуры, древнейших форм театра и т. д., но и в последующие тысячелетия. М. не проводит границу также между прошлым и настоящим. События М. происходят, собственно, не в прошлом, а в особом времени священной истории, к-рое было до всякого времени, но присутствует и в настоящем. Поэтому значимые события священной истории как бы регулярно повторяются (а не «вспоминаются») при совершении мистерий, ритуальных действий, посвященных этим событиям. Такого рода ритуальное действо становится зародышем поэзии, музыки, хореографии, театра, а также монументального и изобразительного искусства, получающих в дальнейшей истории культуры свое обособленное развитие. Подобно искусству какого-либо направления или крупного мастера, совокупность мифологических образов обладает определенным пафосом, характеризующим данный народ как «коллективного художника», создающего целостную и неповторимую (несмотря на возможное сходство мифологических сюжетов) картину мира. Так, М. греков, германцев и индусов по духу так же различны между собой, как различны эстетические идеалы, выраженные в искусстве и материальной культуре этих народов. Такие особенности М., как нерасчлененность мира, одушевленность, образность, присущи художникам всех времен и народов, а также детям младшего возраста. Педагогика искусства расценивает эти качества детской психики как важные предпосылки художественного развития. МОБИЛЬ {фр. «подвижный, движущийся»), произведение кинетического искусства (см.): пространственная конструкция, части к-рой колеблются или перемещаются с помощью мотора, под воздействием электромагнитных сил, воздушных потоков и т. д. Как термин искусствоведения М. противопоставляется стабилю: не-подвижной скульптуре.
 
« Пред.   След. »