МИСТЕРИЯ | Печать |
МИСТЕРИЯ (греч. «таинство» тайна, лат. «церковная служба»), 1) тайные религиозные обряды, к участию в к-рых допускались только посвященные — мисты (напр. Элевсинские М. в честь Деметры и Персефоны; Орфические — основанные Орфеем — в Др. Греции; Изиды и Осириса — в Египте и т. д.) 2) В ср. века М. — вид религиозного представления на городской площади во время церковного праздника, в к-ром разыгрывались последовательно эпизоды Ветхого и Нового Заветов, чередовавшиеся с интермедиями грубовато-комического или пародийного характера. Истоком М. являлась литургическая драма (IX—X вв.): сценки из Нового Завета, к-рые составляли цельную рождественскую или пасхальную пьесу. Они исполнялись только духовными лицами у алтаря, на лат. языке. К XII в. литургическая драма теряет связь с обрядом, пополняясь светскими литературно-театральными элементами, и т. к. латынь к этому времени стала непонятна прихожанам, тексты писались на национальном языке. Это давало большую свободу обращения с текстом Писания, вплоть до присоединения бытовых и комических эпизодов(напр. покупка женами-мироносицами благовоний у торговца). Представления становятся зрелищнее и даются сначала на паперти, потом на улице, перед храмом и, наконец, на городской площади. С XIII-XIV вв. М. во Франции и Англии организуются городскими цехами, превращающими спектакль вдемонстрацию своей щедрости и искусства (напр. М. о восточных царях, пришедших с драгоценностями поклониться младенцу Иисусу, превращается в выставку ювелирных изделий). К XV в. вырастает интерес к обрисовке характеров персонажей, к бытовому и комическому. Возни кают два типа устройства сцены: симультанная (от лат. «в одно и то же время»), на к-рой все декорации устанавливались одновременно на весь спектакль, и подвижная — на нескольких помостах, оборудованных для представления отдельных частей пьесы (они передвигались на повозках по определенному маршруту). Поздние М., т. наз. циклические (XV в.), охватывают, напр., все содержание Ветхого Завета. Они состоят из огромного числа (до 40) отдельных пьес, идут неделями, в них участвуют более двухсот актеров (любителей, мимов, жонглеров под управлением ведущего, к-рый комментирует действие). Религиозная тема М. — повод к созданию яркого и занимательного зрелища: серии эффектных картин с плавающими на сцене кораблями и разрушением городов, шествием по небу апостолов, клоунадой дьяволов, сценами пыток и казней. М. развивалась в направлении бурлеска, и церковь стала запрещать представления на религиозные темы, но традиции М. оказали большое влияние на англ. (К.Марло, У.Шекспир) и исп. (П.Кальдерой) театр. В Англии М. проводятся и в настоящее время. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР, см. Жанры изобразительного искусства.
 
« Пред.   След. »