МИННЕЗИНГЕР | Печать |
МИННЕЗИНГЕР (нем. «певец любви»), автор и исполнитель произведений рыцарской лирики (миннезанга). Расцвет искусства М. приходится на XII—XIII вв. Они пели о любви, о рыцарстве, их творчество было связано с культом Прекрасной Дамы, часто облекалось в изысканную форму. В этих отношениях М. следовали за трубадурами, но творчество многих М. имело более ярко выраженную религиозно-мистическую направленность. Сохранились нек-рые тексты и мелодии М., известны многие имена. М. был Вольфрам фон Эшенбах (1170—1220), автор знаменитого рыцарского романа «Парсиваль», один из главных героев оперы Р.Вагнера «Тангейзер». М. был и сам Тангейзер, образ к-рого интересовал нем. романтиков XIX в. Новалиса, Э.-Т.-А.Гофмана а также Г.Гейне. МИНОР (от лат. «меньший»), лад, устойчивые звуки к-рого составляют малое трезвучие, придающее ему специфическую тем-ную и мягкую окраску, в отличие от мажора. МИРАКЛЬ (лат. «чудо»), ср.-век. религиозно-назидательное представление (в стихах) о чуде, к-рое совершил святой или Дева Мария. Известно с XI в., но получило широкое распространение в нач. XIII в. во Франции, с XIV в. — во всех странах Зап. Европы. М. разыгрывался на городской площади актерами-любителями в красочных костюмах и с роскошной бутафорией, при большом скоплении народа. М. — всегда рассказ о жизни человека, к-рый совершил страшный грех (напр. убийство или сделка с дьяволом), раскаялся и чудом был спасен. С течением времени религиозный мотив отступает на второй план, и появление на сцене Богоматери или святых имеет целью лишь счастливое завершение драмы, часто остросюжетной. В преображенном виде М. возродился на рубеже XX в., в эпоху символизма (напр. «Сестра Беатриса» Метерлинка, 1900), обрел мистическую многозначность, утрачивая назидательность и, в редких случаях, становясь ироничным (напр. «Чудо св. Антония» того же автора).
 
« Пред.   След. »