МИМАНС | Печать |
МИМАНС (сокр. мимический ансамбль), коллектив артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок. До образования постоянного М. для исполнения массовых сцен набирались желающие — мастеровые, студенты, пожарные и т. д. Их называли статистами (лат. «стоящий»). С развитием режиссерского искусства сценические задачи статистов усложнились, и для массовых сцен уже требовался коллектив профессиональных актеров. Артисты М. исполняют т. наз. игровые сцены в спектакле, маленькие, но значительные в сюжетном отношении роли (напр. Петр I в «Хованщине» М.Мусоргского, Минин и Пожарский в «Жизни за царя» М.Глинки). МИМЕСИС (греч. «подражание», «соучастие»), неоднозначно трактуемый термин античной эстетики, на основании к-рого в дальнейшем строились теории искусства как подражания (имитации, воспроизведения, отражения) внехудожесвенной действительности. Первоначально М. означал мимику и ритуальный танец жрецов, не носивший характер имитации к.-л. действий, трудовых процессов и др., а выражавший внешним образом, с помощью движений, звуков и слов, определенные состояния человеческого духа. М. был, скорее, актерским подражанием чувствам, а не внешней действительности. Позже по-нятие «М.» распространилось не только на танец и музыку, но и на др. искусства, и значение его стало меняться. Понимание искусства как подражания формам вещей, создание иллюзии видимой картины мира осуждалось Платоном. Позже его последователи говорили, что искусство подражает не случайной и недолговечной внешней форме вещей, а их вечным первообразам, создает истинную картину мира (см. Прототип; Идеал эстетический). Разные проявления М. рассмотрены в «Поэтике» Аристотеля. Споры о подражании возобновились в эпоху Возрождения и в Новое время. В частности эстетика классицизма поставила проблему «подражания природе», но при этом подразумевалось не ее копирование, а обобщенно-идеализированное воспроизведение. Эстетика реализма, в частности рус, настаивая на правдивом, «портретном» изображении жизни, тоже отказалась от пассивного копирования и даже от самого термина «подражание», подчеркивая осмысленное, обобщающее освоение мира искусством. Популярная в советский период формула реализма как отражения жизни «в формах самой жизни» игнорировала специфику искусства и, по сути, возвращала к такому его пониманию, к-рое подверглось критике еще во времена Платона. Искусство XX в. в целом ориентировано более на экспрессию, чем на имитацию действительности, и термин «М.» если и применим к нему, то в своем наиболее древнем значении. В то же время история искусства показывает, что художественность может бытьдостигнута и в формах, близких к внешней действительности (хотя никогда не повторяющих ее полностью). М. такого рода является не самоцелью, а одним из путей раскрытия внутреннего содержания произведений, одним из средств художественной выразительности. Таковы, в частности, выдающиеся достижения русской литературы, живописи, театра 2-й пол. XIX—нач. XX в.
 
« Пред.   След. »