МЕССА | Печать |
МЕССА (от лат. «посылаю», «отпускаю»), 1) центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, аналогичный православной литургии. 2) Многоголосное циклическое хоровое (первоначально — одноголосное григорианское пение) произведение на текст католической литургии (мессы). Различают короткую М. («М. бревис»), торжественную М. («М. солемнис»), реквием (заупокойная служба), «хоральную» М. Со временем к участию в М. стали допускаться музыкальные инструменты, нек-рые разделы М. стали заменяться органным звучанием, еще позднее — в структуру М. включались самостоятельные инструментальные в вокальные номера (арии, речитативы, танцы). В эпоху барокко М., испытав воздействие оперы и оратории, стала отличаться большей кон-цертностью — в М.Монтеверди, А.Скарлатти, «Высокой мессе» си минор И.-С.Баха. В эпоху классицизма происходит большая сим-фонизация жанра в сочинениях Й.Гайдна, В.-А.Моцарта, Л.Бетховена; романтическое прочтение М. дали К.Вебер, Ф.Шуберт, Ф.Лист, С.Франк, Г. Форе, А.Брукнер; неоклассицистическое — А.Казелла, И.Стравинский, Ф.Пуленк. МЕТАФОРА (греч. «перенос»), способ художественного восприятия действительности и средство образной выразительности в искусстве, основанное на открытии сходства между далекими явлениями и предметами при осознании их различий. В более узком значении М. — вид тропа (употребление слова не в прямом его значении), образованного по принципу сходства, одно из средств усиления выразительных и изобразительных возможностей речи в произведении литературы. Следует различать М. как общеязыковое явление (железная воля, румяная заря, солнце встает, дождь идет) и М. авторскую, созданную силой воображения художника с целью выразить определенное эмоционально-оценочное содержание (напр. у Ф.Тютчева — «Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит»). Первые попытки исследования М. относятся к древнейшим временам и совершались в различных культурах. Напр. учение о дхвани в древнеиндийской поэтике. К объяснению и классификациям М. обращались в своих трудах Аристотель и другие античные авторы. Особый интерес к М. проявился в XIX в. в связи с развитием сравнительного языкознания и поэтики. Многие исследователи (Д.Вико, В.Гумбольдт, А.Потебня и др.) связывают возникновение М. с периодом стихийно-поэтического, не-расчлененного восприятия мира человеком на первоначальном этапе развития культуры. Существует мнение, что именно в М. заложены структурные основания художественного образа. М. всегда показывает предмет в необычном ракурсе, создает чувственно-значимый образ и выражает живые, но как бы скрытые чувства. Напр. про глаза можно, используя М., сказать «звезды», «озера», «пуговицы», «плошки», каждый раз акцентируя внимание на комплексе различных свойств и создавая эмоциональный эффект, сильную экспрессию. М. может сопоставлять предметы и явления в самых различных ипостасях: по цвету («лимонный»), по форме («радуга-коромысло»), по размеру, плотности и т. д.; на основании синестезии (кричащий цвет), олицетворения, представления неживого живым («Сидит на ложке, свесив ножки» — лапша). Ввиду многообразия и сложности явления общепринятой классификации М. не существует. Метафоричное совмещение предметов, перенесение признаков с одного на другой не абсолютно, оно оставляет место и для различения предметов. Создавая из двух представлений третье, новое, М. не отменяет два исходных, а позволяет им словно просвечивать сквозь образ, делая его многозначным. М. свойственна не только искусству слова, литературе, но и другими видам искусства, напр. игровому и художественно-документальному кино, где она создается посредством монтажа — совмещения различных планов, кадров, ракурсов и т. д. Метафорической стилистикой могут отличаться и произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, графики.
 
« Пред.   След. »