МЕНУЭТ | Печать |
МЕНУЭТ (фр. — «маленький шаг»), старинный фр. народный трехдольный танец, ставший впоследствии придворным танцем. Поначалу представлял ряд церемонных движений в умеренном темпе. Будучи включенным в инструментальную музыку, М. приобрел более скорый темп и энергичный характер. До начала XIX в. составлял третью часть симфонии и других инструментальных произведений, написанных в форме сонатного цикла. МЕРА в искусстве, наиболее общая характеристика количественной стороны всякого художественного произведения: соразмерность всех его частей и элементов, их со-подчиненность друг другу и произведению как целому, выражающему замысел автора. М. определяет размеры или длительность произведения в целом и всех его частей относительно целого и друг друга, ритм, пропорции, симметрию или отклонения от нее, нарушения, т. е. всю структуру произведения, к-рая должна каждой гранью своей формы наиболее полно выражать содержание. В совершенном произведении искусства нельзя ничего «ни прибавить, ни убавить» без более или менее существенного ущерба для художественности производимого впечатления. Будучи характеристикой формы произведения, т. е. того, что в нем может быть измерено, М. неотделима и от «безмерного», духовного содержания, ради воплощения к-рого и создается форма (см. Форма и содержание в искусстве). При всем значении количественно выраженных канонов изображения, или т. наз. «зо-лотого сечения», к-рое исследователи находят в уже созданных произведениях разных видов искусства, они не могут заменить художнику «чувство меры» при воплощении собственного замысла.
 
« Пред.   След. »