МЕЛОДРАМА, МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ | Печать |
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. «песнь» к лат. «произносить с чувством»), выразительное, художественное чтение (гл. обр. стихов), сопровождаемое музыкой (обычно на фортепиано). Этим термином называются и сами произведения, исполняемые в форме М. Принцип М. использован, в частности, в сказке для чтеца и симфонического оркестра «Петя и Волк» С.Прокофьева (на собственный текст, 1936). МЕЛОДРАМА (от греч. «песня», «мелодия» и «драма», «действие»), музыкально-театральный жанр, получивший распространение в XVIII в. В отличие от оперы в М. действующие лица не поют, а говорят; их монологи и диалоги со-провождаются или перемежаются репликами оркестра, что подчеркивает эмоциональную выразительность слов и создает общую атмосферу спектакля. В М. могут включаться элементы пантомимы и вокальные, чаще хоровые, номера. Это значение термину «М.», прежде служившему одним из обозначений оперы, придал Ж.Ж.Руссо; он же написал текст и музыку одной из первых М.— «Пигмалион». Руссо стремился найти соответствие музыки и оттенков человеческого чувства, избежав при этом оперной условности (фактически «Пигмалион» исполнялся с музыкой другого композитора, О.Куанье). Классиком М. считается чеш. композитор XVIII в. И.Бенда, автор «дуодрам», музыкальных спектаклей с двумя действующими лицами. Известна М. рус. композитора Е.Фомина «Орфей» на текст Я.Княжнина (1792). Будучи порождением эпохи сентиментализма, М. как театральный жанр в XIX в. сходит на нет. Мелодраматические фрагменты сохраняются в операх(«Вольный стрелок» К.Вебера, «Фиделио» Л.-В.Бетховена). М. получает продолжение в создании музыки к пьесам (музыка Бетховена к «Эгмонту» И.-В.Гёте, Э.Грига — к «Пер Понту» Г.Ибсена и др.), в развитии оперетты и других музыкально-театральных жанров. Со 2-й пол. ХГХ в. получает разви-тие концертная М. — декламация под музыку (см. мелодекламация). М. называют также пьесы, в к-рых частная жизнь персонажей показана в моменты острых, вызывающих сочувствие «поворотов», и не лишена оттенка морального назидания. Тут М. означает не столько жанр, сколько пафос пьесы, спектакля, фильма. В наше время термин «М.» обычно употребляется именно в этом, втором значении. В частности, киномелодрама была популярнейшим жанром в первые десятилетия становления киноискусства. МЕНГИРЫ (от бретонск. «камень» и «длинный»), вертикально врытые в землю камни, достигающие в отдельных случаях 20 м высоты, очевидно, имевшие в глубокой древности культовое значение. М. могут образовывать круги, аллеи. В Бретани (Франция) аллея М. состоит из 13 параллельных рядов, включает около 3000 каменных глыб. М. распространены на сев. Европы, а также в Сибири, Сев. Африке, Индии и других местах. В Армении аллеи М. называют «камни-войско». МЕНЕСТРЕЛЬ (от лат. «состоящий на службе»), ср.-век. музыкант, певец, декламатор, к-рый служил при дворе феодала или сопровождал в странствиях трубадура. М. аккомпанировал своему патрону или сам исполнял его песни. Со временем термин «М.» все более становился синонимом трубадура. В XIV в. существовали братства М., для вступления в к-рые надо было сдать экзамен. Позже М. стали называть профессиональных музыкантов. Термин «М.» возродился в эпоху романтизма, с его пристрастием к средневековью. В.Скотт издал сборник народных баллад по названием «Менестрели шотландских окраин» и сам написал поэму «Песнь последнего менестреля».
 
« Пред.   След. »