МАССОВАЯ КУЛЬТУРА | Печать |
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, разновидность культуры, ориентированной на «усредненного» массового потребителя, на коммерческий успех и активно тиражируемой средствами массовой коммуникации. Близкие понятия: поп-культура, индустрия развлечений, кич и др. М.к. свойственно крайнее упрощение проблем, человеческих отношений, образов, персонажей и ху-дожественных приемов, тяготение к полузапретной тематике (оккультизм, секс, болезненная фантастика, сенсационные факты), часто пошлая развлекательность, культ примитивно понятой сильной личности и житейского успеха. Критики этого явления иногда утверждают, что само название М.к. носит «маскировочный» характер, т. к. она не просто отвечает на предполагаемые запросы масс, но и формирует эти запросы: низкий художественный вкус, желание следовать нормам поведения и жизненным устремлениям стандартных персонажей и т. д. Отмечают также, что массовость М.к. не означает ее народности: напротив, она не имеет корней в народной культуре и нивелирует национальные особенности искусств. При всей справедливости этой критики, беспрепятственное распространение М.к. показывает, что она удовлетворяет потребностям и вкусу многих людей. Одной из причин этого является упадок всех видов фольклорного искусства, во многих отношениях выполнявшего функцию нынешней М.к. С другой стороны, профессиональное классическое искусство новейшего времени носит слишком элитарный характер, чтобы реально влиять на эстетическое воспитание широких масс.
 
« Пред.   След. »