МАСКА | Печать |
МАСКА (от арабск. «личина»), 1) накладка на лицо, либо скрывающая его черты, либо создающая новый образ (реальный или фантастический, человеческий или звериный). М. изготавливаются из дерева, кости, металла, пасты, глины, кожи, коры, войлока, тканей; известны М. плетеные и вязаные. Характерны сочетания разных материалов, украшение М. перьями, цветами, раковинами, раскрашивание и пр. М. широко употреблялись во время обрядов, особенно связанных с тотемизмом, культом предков, с верой в духов и «хозяев» природы. Важную ритуально-практическую функцию М. играли при начале и в ходе охоты (охотничьи М.). Военные М. употреблялись при обрядах и ритуальных плясках, связанных с подготовкой к войне. В ср. века М. становятся принадлежностью карнавалов, уличных шествий и представлений; при этом в них усиливается социальное начало. 2) М. театральная — элемент традиционного театра разных народов. Большое разнообразие представляют М. в традиционных театрах Индонезии, Японии, Китая, Индии. Первые театральные М. в Европе появились в Др. Греции. Аристотель утверждает, что театральная М. имела двоякую цель: во-первых, она усиливала звук голоса, а это было чрезвычайно важно для представлений в огромных амфитеатрах, перед лицом многотысячной публики. Во-вторых, М. представлялась наиболее удобным способом передать характер, а часто и эмоциональное состояние персонажа. Первоначально М. изготавливались из лубка, впоследствии — из кожи и воска. Рот у М. был отделан изнутри медью или серебром, для усиления звука там же помещался рупор (поэтому римляне обозначали М. словом «персона» от лат. «звучать»). Существовали М. стариков, молодых людей, рабов, женщин, М. героев и богов, с условными знаками (напр. у Аргуса — сто глаз, у Дианы — полумесяц и т. п.). Существовали М. теней, исторических личностей, М. для комедий, для са-тировой драмы (изображавшие циклопов, сатиров, фавнов и т. п.). Так наз. «орхестрические» М., к-рые надевали танцовщики, отделывались тоньше, т. к. танцоры находились на орхестре — ближе к зрителям. Для персонажей, у к-рых резко менялось душевное состояние, М. имели два профиля: на одном, напр., было запечатлено выражение горя, ужаса, а на другом — радости, и в нужный момент актер демонстрировал публике нужный профиль. Из греч. театра М. перешли в римский. Позже в Италии театральные М. употреблялись в пантомиме и в комедии дель арте (карикатурные полумаски). Современный театр вновь обращается к М. 3) Увеселительное придворное представление, зародившееся в Италии и получившее широкое распространение в Англии XVI— XVII вв.; было приурочено обычно к к.-л. торжеству (свадьбе, юбилею и т. п.). М. — музыкально-драматическая феерия с шествиями и танцами, в маскарадных костюмах, с пантомимой, с выступлениями певцов или поэтов на мифологический или пасторальный (см. Пастораль) сюжет. М. стали началом национальной оперы и балета Англии.
 
« Пред.   След. »