МАЖОР | Печать |
МАЖОР (отлат. «большой»), лад, устойчивые звуки к-рого составляют большое трезвучие, придающее ему светлую окраску (в противоположность минору). МАЙОЛИКА (от старого названия о-ва Майорка, через к-рый ввози-лисьв Италию произведения исп.-мавританской керамики), изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые непрозрачной эмалью (архитектурная облицовка, посуда статуэтки). Им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие М. получила в странах Др. Востока (Египте, Вавилонии, Иране). М. производилась в XIV-XVIII вв. в странах Европы (Испании, Италии, Германии, Франции). В Др. Руси М. была известна в XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная М. Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В XVIII в. майоликовую посуду преимущественно с монохромной росписью выпускал завод Гребен-щикова в Москве, с многоцветной — мастерские Гжели. Для современной М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. МАКЕТ театральный (фр. «модель»), модель сценографии спектакля, уменьшенная относительно реальной величины обычно в 20— 25 раз; включает схему освещения, движения и перемещения. М.т. создается сценографом обычно после того, как создан эскиз и надо его проверить и уточнить, расставить в пространстве, разбив целостный эскиз на большое число законченных деталей. С помощью М. ставятся задачи перед художниками-конструкторами, разрабатывающими сложные узлы декораций. В М. принципиально решаются технические и технологические вопросы изготовления декораций (из какого материала, каким способом и т. п.), фиксируются их места на сиене, количество и размеры деталей оформления, выясняется его стоимость.
 
« Пред.   След. »