ЛУБОК | Печать |
ЛУБОК, лубочная картинка, народная картинка (название происходит от липового луба, излюбленного материала народного искусства), произведение народной графики, картинки с текстом, популярные во многих странах. Исполнялись в виде отдельных листов, гравированных на дереве и меди, литографий, одноцветных и в несколько цветов. Л. получил широкое распространение в Китае (с VIII в. — гравюра на дереве), Европе (с XVB. — гравюра на дереве, с XVII в. — гравюра на меди, с XIX в. — литография). Первые рус. Л. появились в кон. XVII в. Широкому распространению их способствовала дешевизна, легкость изготовления, организация специальной торговли. Популярность Л. поддерживалась тем, что в нем сочетались фольк-лорные и профессионально-художественные традиции. КХГХв. тематический репертуар Л. был довольно широким и разнообразным: народные сказки, песни, былины, свадебные и другие обряды; авантюрные сказочные, бытовые повести; сатира; листы религиозного содержания; портреты исторических лиц и описание исторических событий; гадательные листы, толкования снов и примет ит. д. Огромную роль в композициях и графическом строе рус. Л. играет его настенное назначение и непосредственная связь со словом. Поэтому композиции Л. плоскостны, лаконичны, как фраза в фольклоре, устойчивы, статичны. Необходимость раскраски, а также то, что многие мастера рус. Л. гравировали на дереве и на меди, привели к созданию особого вида гравюры на меди — прозрачной «белой» гравюры (профессиональная гравюра XVIII в. — черная), на к-рую хорошо ложился цвет. Фантастический мир рус. Л. всегда окружен рамкой, отделяющей его от мира реального, иногда орнаментальной, но чаще простой двойной, линейной, обычно раскрашенной, в деревянном Л. — красным, в медном — желтым. В раскраске рус. народного Л. на дереве и на меди употреблялись примерно одни и те же водяные растительные краски: сурик (оранжево-красный цвет), празелень (изумрудно-зеленого или травянисто-коричневого оттенка), краска желтая и вишневая. Ни один рус. Л. не раскрашивался по трафарету, и потому нет двух одинаково раскрашенных картинок, даже если сохранилось много одновременных оттисков с одной доски. Это один из принципов народного искусства — творчество по законам природы, где все неповторимо.
 
« Пред.   След. »