ЛИРИКА, ЛИРИЗМ | Печать |
ЛИРИКА, ЛИРИЗМ (от греч. «звучащий под звуки лиры»), 1) один из трех основных родов литературы наряду с эпосом и драмой. Предметом художественного претворения в Л. является внутренняя духовная жизнь человека, мир его идей,переживаний и чувств. В отличие от эпоса и драмы, где главное, ведущее место занимают образы-характеры и система событий, в к-рых эти образы проявляются, в Л. создается художественный образ переживания. Картина духовного мира дается не через развитие внешних событий и проявление характера в поступках, а через развитие эмоционального состояния, его различных изменений и проявлений. Отсюда главная задача Л. — показать внутреннее движение души во всей его полноте, в адекватной форме. Поэтому лирическое произведение всегда требует особой организации речи, ее эмоциональной окрашенности. Л. тяготеет к стихотворному языку, фрагментарной событийности, к изображению преимущественно не поступков и характеров, а эмоционального отклика на те или иные события. В современном литературоведении находят себе применение термины «лирический сюжет» и «лирический герой». Л. сюжет, в отличие от эпического, означает не развитие действия, а развитие переживания, изменение в его эмоциональной тональности, ин-тенсивности, противоречивости и т. д. Поэтому к Л. сюжету не вполне приложимы естественные для сюжета эпического понятия завязки, кульминации и развязки. В общем контексте творчества поэта-лирика принято говорить о «лирическом герое» как о носителе переживаний и эмоциональных состояний, объединяющем отдельные стихотворения и обладающем выраженными характерологическими и мировоззренческими чертами. Лирический герой — термин достаточно новый, он введен в литературоведение в сер. XX в. Ю.Тыняновым и пока еще не является бесспорным, хотя и широко применяется. Спорным для нек-рых литературоведов, настаивающих на бессюжетной Л., остается и термин «лирический сюжет». Л. обладает развитой системой жанров, к-рые устанавливаются в настоящее время в зависимости от конкретного содержания той области действительности, к к-рой обращено переживание (Л. пейзажная, любовная, гражданская и т. д.). Но существует и исторически более раннее жанровое деление, основанное на более строгих отношениях содержания и формы (эпиграмма, элегия, эпитафия, сонет, терцины и т. д.) 2) Музыка, содержание к-рой сосредоточено на раскрытии внутренних переживаний человека; и поэтому отличается преобладанием эмоционально-субъективных элементов, особой задушевностью. Основные лирические жанры — романс и песня, инструментальная миниатюра. Л. как явление чисто словесное (литературный род) и чисто музыкальное (инструментальная лирика) выделена исторически еще в древности из единого словесно-музыкального искусства, предполагающего нераздельное существование словесного и музыкального текстов. В искусствоведческом обиходе XIX—XX вв., а затем и в художественной практике возникло понятие «лиризм» как особое качество произведений искусства, не связанного с Л. непосредственно. Появились лирическая опера, кантата, симфония, драма, комедия, нередко в критической литературе можно встретить выражения «лирическое звучание», «проникновенный лиризм» относительно произведений изобразительного искусства (живописных, графических, скульптурных). Л. и лирическое означает в этом круге явлений особый пафос, к-рым проникнуто произведение, гамму чувств, тяготеющую к особой задушевности, интимности, камерности, тонкости.
 
« Пред.   След. »