ЛАКИ | Печать |
ЛАКИ, изделия из дерева, металла или папье-маше, покрытые лаком, обычно украшенные рель-ефной резьбой, росписью, инкрустацией, гравировкой. Художественные особенности Л.: блеск зеркальной полированной поверхности, яркие контрастные цвета фона, росписи, инкрустации, а в резных Л. — сочетание четкости узора с богатой игрой светотени. В Китае Л. известны со II тыс. до н. э. Знамениты рельефная многоплановая резьба по красному лаку, тончайшая поли-хромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром (пейзажи, цветы, бытовые сцены в украшении ваз, чаш, шкатулок, мебели, архитектурных деталей). Сходны Л. Кореи, Японии, Юго-Вост. Азии. С XVII—XVIII вв. лаковое производство по восточным образцам развивается в Европе (во Франции, в Германии). С XVIII в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металл (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанр, сценки, портреты) нача-лось в России. В нач. XIX в. возникают народные промыслы масляной росписи покрытых лаком шкатулок (Федоскино) и подносов (Жостово). В 1920-30-х гг. в старых центрах иконописи возникло тончайшее искусство темперной росписи лаковых изделий (Палех, Мстера, Холуй). ЛАКОНИЗМ, максимально краткое, четкое и выразительное осуществление замысла в материале того или иного вида искусства. Термин происходит от названия области на Пелопонесском п-ове, Лаконии, где находился др.-греч. город-государство Спарта. Лакон-цы стремились к максимальной краткости, афористичности речи, противопоставляя это афинскому красноречию. Известный пример спартанского Л. — изречение «Со щитом или на щите». Л. как термин современного искусствоведения не требует обязательной афористичности и охватывает широкий круг явлений в искусстве, от прозы А.Пушкина или П.Мериме до, напр., работ дальневосточных графиков, к-рые несколькими прикосновениями кисти создают узнаваемый выразительный образ растения, птицы и т. д. Здесь Л. соприкасается с условностью в искусстве. Л. в искусстве не является самоцелью, он плодотворен лишь в той мере, в какой соответствует индивидуальности художника и замыслу конкретного произведения.
 
« Пред.   След. »