КУКЛА В ТЕАТРЕ | Печать |
КУКЛА, в театре — фигура, к-рую кукловод, обычно невидимый для публики, приводит в движение. Первые К. появились в X в. в Китае. Существуют следующие типы К.: К., надеваемые на руку в виде перчатки, напр. Петрушка; К., к-рые кукловод приводит в движение при помощи веревочек (это искусство достигло высшего уровня в Др.Бирме и Шри-Ланке, а также при итал. княжеских дворах XVI—XVIII вв.; именно для них композитор Й.Гайдн написал свою оперетту «Дидона» (1778); К.-тени (приводимые в движение при помощи палочек и показываемые публике на освещенном экране, как на о. Ява); бунраку (изобретенные в Осаке, Япония), к-рые представляют собой К. высотой примерно 1 м., каждую из к-рых приводит в движение одетый в черное кукловод, при этом представление идет на фоне черного занавеса. В XVI—XVIII вв. кукольные представления завоевали популярность среди европейской аристократии; они служили орудием карикатуры и сатиры вплоть до XIX в., когда в парках стали устраивать пред-ставления для детей. В 20-е гг. XX в. С.Образцов создал в Москве Кукольный театр, там же позднее открыт музей К. разных народов мира. В 1960-е гг. К. большого размера играли важную роль в уличных театральных представлениях, как напр. в ку-кольном театре П.Шумана в США. В 70-е гг. телевидение вновь возродило интерес к К., напр., «Маппет-шоу», а в 80-е и 90-е гг. — сатирическая телевизионная программа «Спиттинг Имидж» («Живой образ»), в к-рой участвуют К., изображающие политических деятелей. С сер. 90-х гг. подобная программа («Куклы») идет на телеканале НТВ (Москва). КУКЛОВОД, тот, кто водит куклы, их одушевляет. К. — древняя актерская профессия. Среди профессиональных К. были замечательные мастера кукол, известные ученые и механики, поэты и философы. На этом поприще выступали, напр., К.Гольдони, Вольтер, И.В.Гете. Художественный образ создается действиями куклы, особенностями ее пластики, тем, как она «говорит», «поет» и т. п. К. часто меняет свой естественный голос с помощью особой мембраны, делая его «кукольным». Зритель должен воспринимать куклу как живое существо, действующее, думающее, и это зависит от искусства К., его пластической культуры, ловкости и силы кистей рук. Известны К. —Н. и И.Ефимовы, С.Образцов, З.Гердт, Р.Габриадзе. В творчестве К. проявляется способность, потенциально свойственная всем людям, поскольку каждый в детстве обращался с любимыми игрушками «как с живыми». КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, вид театра, популярный почти во всех странах мира. В современных К.т. употребляются три основные системы кукол. Куклы, к-рые приводятся в движение нитками, называются марионетками, Правда, во многих странах так называют любую театральную куклу, поэтому точнее называть их просто куклы на нитках. Другая система кукол — это куклы, к-рые надеваются на руку, как перчатки, — перчаточные, или куклы на паль-цах. Третья — куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. К.т. ставят как народные сказки, так и пьесы, созданные драматургами. В большинстве случаев кукольные представления предназначены для детской аудитории.
 
« Пред.   След. »